Игорь Епринцев о направленности бюджета Ставропольского края 2010
Депутаты поддержали позицию правительства края исключить из бюджета индексацию социальных выплат. Но даже при этих условиях социальный блок явно «перетягивает» бюджет развития. Правильно ли это?
Около 80 процентов бюджета края 2010 года – социальные расходы. Это пенсии, пособия, стипендии, приобретение медикаментов, обязательное медицинское страхование неработающего населения и др. В этом же блоке финансирование строительства школ, больниц, детских садов. К сожалению, даже в социальной сфере мы вынуждены были сократить объем расходов на капитальное строительство. Решено закончить прежде всего те объекты, которые готовы к сдаче. И не открывать пока новых строек. Еще серьезнее, как вы знаете, секвестрированы расходы на развитие дорог, инфраструктуры, системы ЖКХ. Безусловно, очень жаль, что не успели сделать побольше в так называемые «тучные» годы, когда бюджет края имел профицит. Теперь ситуация иная – не обойтись без режима жесткой экономии. Поэтому главный финансовый документ принят сбалансированный, бездефицитный. Несмотря на то, что нашим приоритетом была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, в связи с ограниченностью доходной части краевого бюджета принято решение не индексировать социальные выплаты. Мы долго обсуждали этот вопрос и на заседаниях комитетов, и на совете, даже на заседании Думы края, если помните, шли бурные дебаты. И выбор сделан в пользу, может быть, и не популярного, но наиболее реалистичного подхода. Только индексация социальных выплат потребовала бы дополнительно более полумиллиарда рублей. Да кроме того, не проиндексированной осталась зарплата бюджетников: а это еще 2,5 млрд. рублей. Увы, этих денег в краевой казне сегодня нет. Поэтому подавляющее большинство депутатов поддержали предложение исполнительной власти. Но точка не поставлена: если в бюджете появится хоть какаято сверхплановая копейка, то она будет истрачена в первоочередном порядке именно на эти нужды. Просто в этом случае необходимо будет принять поправки в бюджет. Что же касается того, что социальный блок получился такой «тяжелый», нельзя было игнорировать ни одно из взятых ранее обязательств. У меня нет сомнений, что депутаты приняли правильное решение.
Доходы и расходы бюджета определены в объеме чуть более 50 млрд. рублей. При этом доходы превышают плановые показатели 2009 года на 11,8 процента. Насколько реалистично это задание на завтра?
Для сегодняшних нестабильных экономических условий это действительно довольно напряженные обязательства. Тем более что часть налогов транспортный и единый сельскохозяйственный – переданы на муниципальный уровень. Налог на прибыль предприятий и организаций оставлен на отметке фактических поступлений 2009 года – а они, как известно, в связи с кризисом были меньше по сравнению с предыдущим годом (недополучено 2,9 млрд. рублей). И несмотря на повышение поступлений по ряду других налогов, например, на доходы физических лиц, акцизам, пока мы остаемся в минусе. И тем не менее у меня есть твердая уверенность, что экономика должна пойти на подъем. Ведь экономика Европы уже начинает подрастать. Движется следом и наша страна. В последнее время создается такое ощущение, что люди зациклились на кризисе, и потому так мало делается с прицелом на перспективу. Как только перестанем бояться, дело пойдет в гору. Кроме того, вселяет надежду общение с предпринимателями. Большинство уже полны планов. Хотя, конечно, проблем много, что и говорить. И главная причина «экономической пробки» недоступность банковских кредитов для начинающего малого бизнеса. Как изменить ситуацию? Этот вопрос должен стать главной заботой в новом году. В настоящее время Дума создает нормативную базу по технопаркам. В нашем случае это не только индустриальные, но и туристскорекреационные. Эта работа призвана привлечь бизнес заниматься высокими технологиями, освоением новой продукции, инновациями, совершенствованием инфраструктуры.
Каков главный урок кризисного, 2009 года?
Осознали, что необходимо более ответственно относиться прежде всего к планированию. Прогнозирование доходной части бюджета, необходимо признать, было из рук вон неважным. Были и дополнительные доходы, и остатки на счетах порядка 10 процентов от плановых показателей. А это, хоть тому и есть оправдания, уже брак в работе. Нельзя сегодня позволять себе такой расслабленности и приблизительности. Надеемся, что к концу 2009 года придем без остатков на счетах основных бюджетополучателей. Той же четкости, если не большей, потребует исполнение бюджета в будущем году. Основные усилия следует направить на мобилизацию доходов и проявить предельную осторожность в расходах. Многое зависит и от объема федеральных трансфертов, и от эффективности краевой налоговой службы, и от распорядительности муниципалитетов, и от активности бизнеса.
26 декабря 2009 года