Итоги 2009 года подвел президент России Дмитрий Медведев
Итак, в первую очередь разговор зашел о том, как страна переживает кризис. Д. Медведев отметил, что «обольщаться по поводу роста в следующем году не приходится», не исключены новые трудности. Слишком велик оказался груз проблем: мировые сложности наложились на российскую экономическую отсталость. Тем не менее Россия заплатила небольшую цену за мировой экономический кризис и продолжила развитие, сказал Д. Медведев. Он выделил три основных положительных результата 2009 года. Это, во–первых, социальная стабильность – был обеспечен набор обещанных социальных выплат. Во–вторых, не менее важна финансовая стабильность – сценария 98–го года удалось избежать. И наконец господдержка была вовремя оказана системообразующим предприятиям страны.
Наряду с успехами президент назвал и три главные неудачи. В частности, руководству страны не удалось изменить сырьевой характер экономики, придать ей инновационный импульс и в полной мере совладать с безработицей. Соответствующая программа уменьшила количество незанятых людей, но проблему в целом не решила.
Далее, говоря о модернизации экономики, Д. Медведев подчеркнул неприемлемость любых насильственных методов в этом вопросе. «Народ наш умный и способен к изменениям не только из–под палки. Большинство наших соседей прошли практически такой же путь», – отметил он. Другие страны «нашли в себе силы и внутренние мотивы» развиваться и становиться более мощными. Потому, уверен глава государства, и в России модернизация будет основываться «на эффективности и внутреннем желании самих людей меняться». В противном случае перспективы печальны: страна вряд ли справится с технологической отсталостью, а значит, будет зависеть от цикличности мировой экономики и чувствовать «любой ее провал». Не спасет и опора на природные богатства, подчеркнул президент, – «проедать» их бесконечно нельзя.
Именно понимание, что без модернизации экономики и политической системы у страны нет будущего, и станет основным критерием при отборе управленческих кадров, в том числе и среди губернаторов. Д. Медведев отметил, что он не сторонник «безумных кадровых революций», это опасно для страны. Однако он напомнил, что за последние полтора года примерно пятая часть губернаторского корпуса обновилась. Это все люди, которые готовы, по его мнению, работать в новых условиях.
Отвечая на один из вопросов, президент признал, что выборы, которые прошли 11 октября в ряде регионов России, не были стерильными. По ряду сомнительных фактов, представленных КПРФ, ЛДПР и «справедливороссами», сейчас продолжаются проверки. А в целом же судебных исков по итогам выборов, заметил президент, «не так много», нарушения по России не были массовыми. Тем не менее наиболее сложными, по оценке Д. Медведева, стали выборы мэра Дербента (Дагестан), итоги которых уже отменены по решению суда.
Прозвучала в интервью и тема Северного Кавказа, где складывается непростая ситуация. Президент сообщил представителям федеральных СМИ, что уже вскоре будет назначен куратор этого региона. А говоря в целом о кавказских проблемах, Д. Медведев акцентировал внимание на двух главных – терроризме, еще показывающем «свое отвратительное лицо», и неустроенности жизни в республиках.
Журналисты интересовались также путями совершенствования деятельности МВД, проблемами российской судебной системы, причинами отставок в руководстве Федеральной службы исполнения наказаний и т.д. И традиционно интервью не обошлось без личных вопросов. К примеру, как жена и сын Д. Медведева переносят бремя его президентства? Глава государства с улыбкой ответил: «Нормально переносят. Они ведут себя прилично, ко мне не пристают». Между тем он признал, что у его семьи «не самая сладкая жизнь, есть ряд ограничений», которые накладывает его президентский пост. Что же касается нынешних взаимоотношений с премьером Владимиром Путиным, то президент в очередной раз назвал их дружескими и выразил сомнения, что они могут каким–то образом измениться. К слову, самому Д. Медведеву, по его признанию, сейчас больше всего не хватает свободного времени, но тем не менее он старается находить хотя бы 15–20 минут в день для чтения книг.
25 декабря 2009 года