«Ставропольская правда» уже рассказывала, что на Ставрополье завершилось формирование территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, получившей краткое название Росреестр. Новая структура в масштабах страны заменит сразу три – Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию. Егор Бобров

О том, как проходит эта реформа, мы беседуем с и.о. руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю – главного государственного регистратора СК Е. Бобровым.

– Егор Федорович, в чем суть проводимой реформы и насколько необходима стране такая масштабная реорганизация нескольких структур?

– Вы правильно употребили словосочетание «проводимая реформа». Построение в нашей стране единой системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и инфраструктуры пространственных данных невозможно в одночасье.

В декабре 2008 года президент России подписал Указ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», который дал старт реформе. На первой стадии произошло объединение центральных аппаратов федеральных органов. В качестве системообразующей основы была определена Федеральная регистрационная служба. Затем к процессу подключились регионы. И Ставрополье попало в число первых тридцати, где сформирован территориальный орган Росреестра.

Произошло, по сути, следующее. Краевое управление Роснедвижимости было присоединено к управлению Федеральной регистрационной службы по СК и юридически прекратило свое существование. В настоящее время наше управление Росреестра исполняет функции по госрегистрации прав и сделок с недвижимостью, ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), контрольные и надзорные функции в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Кроме того, к нам перешли в полном объеме полномочия управления Роснедвижимости. Если быть точнее, то непосредственно вопросами кадастрового учета недвижимости занимается ФГУ «Земельная кадастровая палата» Ставропольского края. А вот контроль за его деятельностью сейчас осуществляется нашим управлением.

В будущем году пройдет реорганизация Северо-Кавказского межрегионального управления геодезии и картографии, и значит, у нашего управления появятся новые полномочия в этой сфере. А на территории всей страны по плану реформирование завершится к 2012 году.

Почему возникла необходимость реформы? Изменения продиктованы реальностью. В нашей стране активно развивается рынок недвижимости, участники которого предъявляют новые требования к доступности и качеству государственных услуг. Создание единой службы для действий, связанных с недвижимостью, должно значительно облегчить жизнь граждан, снизить издержки.

– То есть мы, к примеру, при продаже квартиры или покупке дачи больше не будем проводить время в бесконечных очередях, предоставляя по нескольку раз одни и те же копии документов в разные окошки и организации?..

– Да, в числе задач реформы – упростить процедуры оформления прав на недвижимость и кадастрового учета, свести к минимуму число посещений гражданами госучреждений, уменьшить сроки и затраты. Основная часть процесса должна происходить без участия заявителя и внутри единой системы.

– Вы сказали, что Ставрополье попало в число пилотных регионов России. Благодаря чему край вошел в список «избранных»?

– При отборе субъектов для начального этапа оценивалась степень готовности территориальных органов. Одной из важных характеристик Управления Федеральной регистрационной службы по краю стало успешное внедрение принципа единого окна «Регистрация – Кадастр».

Хотя не буду скрывать, что процесс этот проходил не без трудностей. Приведу такое сравнение. Два человека решили создать семью. Разве у всех получается сразу и без сложностей? У каждого ведь свой характер, привычки, недостатки и достоинства. Нужны время, желание, усилия и работа над собой. А мы объединяли две самостоятельные структуры, действовавшие на всей территории края. Это большое хозяйство, штат, объем документации. Были объективные проблемы, но они позади. А впереди – работа теперь уже единого коллектива.

– Тем не менее звучат мнения, что есть проблемные вопросы в плане существующего законодательства, которые несколько тормозят ход реформы?

– Построение новой системы и ее адекватное законодательное обеспечение ведутся параллельно. Росреестр в настоящее время участвует в подготовке поправок, цель которых устранить излишние административные барьеры, снизить издержки граждан и организаций. Для осуществления целого ряда положений реформы нужно прописать новые механизмы законодательно. Чтобы было понятно, о чем речь, скажу, в частности, что предполагается возможность в определенных случаях подать одно заявление о кадастровом учете и государственной регистрации права, отправить документы на государственную регистрацию прав по почте или также посредством почтовой связи получить сведения из ЕГРП.

– Много говорится о том, что в стране существует проблема отсутствия единой базы данных об объектах недвижимости и якобы даже госрегистраторы на уровне регионов не владеют полной информацией. Появится ли единый реестр в итоге реформы?

– Формирование единой и исчерпывающей по своему информационному содержанию базы данных обо всех объектах недвижимости на территории нашей страны – это одна из основных целей реформы. Правда, для жителей Ставрополья это уже не будет таким уж революционным прорывом. В хорошем смысле. Дело в том, что в управлении Федеральной регистрационной службы по краю еще до начала реорганизационных мероприятий уже функционировал единый информационный ресурс – краевая база данных, которая была доступна во всех подразделениях управления. Например, если вы приходите в наш отдел в Степновском районе и запрашиваете информацию об объекте недвижимости, который расположен в селе Красногвардейском, то никаких трудностей не возникнет. А ведь раньше для этого пришлось бы ехать и делать запрос там, где расположен и зарегистрирован объект недвижимости. В этой базе не хватает только сведений от органа, осуществляющего кадастровый учет. И вот это слияние информационных ресурсов как раз и запланировано в рамках реформы. Только уже в масштабах всей страны.

Опять же как иллюстрация: к нам в управление обращается жительница Ставрополя, у которой в Московской области сын военнослужащий должен получить квартиру. Но для этого ему необходима справка, что здесь у него нет в собственности недвижимости. Сейчас в таком случае ему нужно либо ехать сюда, либо оформлять доверенность, потому что иначе эти сведения получить невозможно. Общероссийский ресурс позволит получить такую справку в любом уголке нашей страны. И если представить, сколько подобных ситуаций возникает в жизни, можно понять, насколько проще и удобнее станет их решать. И не только в таких вот бытовых ситуациях. Сведения о недвижимости и правообладателях запрашивают государственные структуры, правоохранительные органы и т.д. Представьте объемы переписки и затраты на сохранение конфиденциальности отправляемой информации.

И главное – такая система позволит в полной мере реализовать на практике принцип «единого окна» в процессе оказания государственных услуг в сфере недвижимости. Первые шаги к «окну» уже сделаны: в Ставропольском крае, для того чтобы оформить право собственности на земельный участок в рамках «дачной амнистии», достаточно подать одно заявление и больше не нужно предварительно получать кадастровый паспорт участка. Необходимую информацию регистратор запрашивает самостоятельно и получает ее в электронном виде. В итоге существенно сокращается время оформления документов, экономятся средства.

– Естественно, база данных будет функционировать в электронном формате. А каких еще нововведений с использованием современных технологий стоит ждать от реформы?

– В настоящее время Росреестром разрабатывается целый ряд вопросов по расширению форм и способов оказания государственных услуг на основе новых технологий. Это и использование потенциала Интернета, и возможность подготовки пакета документов в электронном виде для представления на госрегистрацию прав и сделок с недвижимостью. Представьте, если крупное предприятие регистрирует сотни, тысячи объектов, на каждый из которых необходимо подготовить пакет документов, насколько это будет удобнее. Вот еще пример по «дачной амнистии». Приходит к нам заявитель преклонного возраста. Ему нужно самостоятельно заполнить декларацию на объект недвижимости, например, дачный домик. Это довольно долго, даже при условии, что декларация сразу была заполнена без ошибок. Совсем другое дело, когда этот документ заполняется специалистом, принимающим документы, в электронном виде и заверяется подписью заявителя. У нас эта схема уже действует. Как, кстати, и система электронной очереди, которая во многих регионах только будет запускаться. И это не полный перечень направлений, по которым сейчас в Росреестре ведется серьезная работа.

Юлия ЮТКИНА

Когда очереди канут в Лету / Газета «Ставропольская правда» / 23 декабря 2009 г.