Резонанс, вызванный повышением тарифов на проезд в поездах пригородного сообщения, стал поводом для очередного брифинга в правительстве края.
Поезд

Поезд

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Позицию региональных властей по этому вопросу журналистам озвучили вице-премьер ПСК Г. Ефремов и председатель Региональной тарифной комиссии Г. Колягин.

Ставрополье стало первым регионом ЮФО, в прошлом году предоставившим железнодорожникам право самостоятельно регулировать тарифы на пригородные пассажирские перевозки. На такой шаг, безусловно, подвиг дотационный бюджет, который просто не позволял краевой казне компенсировать выпадающие доходы Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). И, как пояснил Г. Ефремов, никаких нарушений в этом нет: в соответствии с действующим законодательством регионы имеют право регулировать цены на проезд, выплачивая железнодорожникам разницу между себестоимостью перевозки пассажира и установленным тарифом, однако это отнюдь не вменяется им в обязанность. Между тем последовали публичные выступления транспортников с претензиями в адрес региональных властей.

Что же касается будущего года, отметил вице-премьер, то СКЖД запросила из бюджета 420 миллионов рублей: именно такая сумма якобы покроет все убытки пригородных перевозок пассажиров. Причем больше всего удивляет рассчитанная железнодорожниками себестоимость проезда: так, перевозка каждого пассажира в пределах одной зоны (это десять километров пути) только за нынешний год возросла с 18 до 30 рублей. В первую очередь СКЖД аргументировала такой рост сокращением пассажиропотока, удорожанием электроэнергии, топлива и запчастей. Но если досконально сравнить затраты разных перевозчиков, то получается, обратился к арифметике Г. Ефремов, что на Ставрополье передвижение на электричках обходится жителям дороже, чем перелеты на самолетах и проезд на маршрутных такси. Хотя априори считается, что железнодорожный транспорт один из самых дешевых.

Тем не менее, по словам Г. Ефремова, возможности разобраться во «всей кухне» представленных СКЖД расчетов и убедиться в их правильности краевым чиновникам не дали. Им не были предоставлены не только обоснования применяемых методик, но даже видеозаписи из электричек, по которым можно хотя бы отследить нынешний пассажиропоток. Более того, выяснилось, что системы видеонаблюдения, которыми были в свое время оснащены поезда за счет краевого бюджета, в большинстве электричек просто не функционируют. По этим причинам власти Ставрополья пока отказались безоговорочно идти на навязываемые им условия и выделять из казны запрашиваемые железнодорожниками средства.

Как пояснил Г. Колягин, в процессе переговоров была создана рабочая группа. Только после восстановления систем видеонаблюдения в поездах ею будет заново проанализирован реальный пассажиропоток, а после – вновь просчитаны себестоимость перевозок и возможные тарифы.

Кроме того, до 25 декабря правительству необходимо определить перечень социально важных маршрутов. Потому на данный момент не исключена отмена отдельных поездов. К примеру, вряд ли высока потребность в маршруте «Черкесск – Невинномысск»: между этими городами хорошо налажено автомобильное сообщение. Кроме того, исследования показали, что крайне востребованы электрички, курсирующие между городами Кавминвод, лишь в определенные утренние и вечерние часы. В остальное время поезда практически пусты, а значит, их число можно сократить.

Юлия ЮТКИНА

Закрытая «кухня» / Газета «Ставропольская правда» / 16 декабря 2009 г.