Жители нескольких высоток по улицам Бруснева и Буйнакского в Ставрополе живут в постоянном страхе за жизнь – свою и детей. А все из-за второстепенной дороги по улице Бруснева: чтобы просто перейти ее в часы пик, требуется немало времени.
Экспериментальная искусственная неровность на ул. Пирогова пролежит до сильных морозов.

Экспериментальная искусственная неровность на ул. Пирогова пролежит до сильных морозов.

© Фото: Валентина ФИСЕНКО

«Смертоносный» переход улиц 50 лет ВЛКСМ и 45-я параллель.

«Смертоносный» переход улиц 50 лет ВЛКСМ и 45-я параллель.

© Фото: Валентина ФИСЕНКО

Пролетают с ветерком

В этом «спальном районе» немало объектов инфраструктуры: на расстоянии в несколько десятков метров друг от друга расположены детский сад, школа, ресторан, супермаркет с боулингом, рынок и даже сеть автоцентров. И на весь оживленный квартал одна подъездная дорога, которую в разных местах пересекают три нерегулируемых (т. е. без светофоров) пешеходных перехода. Но, по мнению людей, ходить по этим «зебрам» стало смертельно опасно: нескончаемый поток автотранспорта, водители, постоянно игнорирующие пешеходов. И это при том, что один за другим вдоль дорожного полотна висят знаки: «ограничение скорости 40 км/ч», «Осторожно, дети!», есть и «лежачие полицейские». Нередко можно увидеть, как перед пешеходом останавливается один автомобиль, а следующий за ним идет на обгон, не замечая при этом человека на «зебре». «Знающие люди» брусневскую дорогу не переходят, а очень быстро перебегают, постоянно оглядываясь то вправо, то влево. На вопрос инициативной группы местных жителей, «что делать с перенасыщенной дорогой», чиновники разных инстанций разводят руками. И вот почему.

Палка о двух концах

Жалобы от местных жителей в УГИБДД ГУВД по СК тоже получали и отрабатывали: водители на улице Бруснева действительно часто нарушают ПДД. Но, что самое удивительное, там постоянно нарушают правила дорожного движения сами пешеходы! Я убедилась в этом воочию, выехав на место с инспектором отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД по краю Дмитрием Корнеевым. Чтобы перейти на другую сторону улицы, пешеходы, игнорируя «зебру», перебегают проезжую часть где вздумается. Автомобилисты, проезжая по ул. Бруснева, ежесекундно рискуют «поймать на капот» очередного «спринтера». Вину пеших участников дорожного движения в аварийности на данной улице подтверждает и статистика: 42 ДТП за год (по словам инспектора, для второстепенной дороги это немало), из них только одно – наезд на пешехода. Зато здесь очень часто «догоняют» друг друга автомобили: водитель притормаживает перед невесть откуда взявшимся пешеходом, а сзади, не успев среагировать, его машину бьет другая. Спасительной мерой конкретно для этой улицы сам инспектор Д. Корнеев назвал установку светофорного комплекса. Но для этого городу надо изыскать как минимум миллион рублей.

Зоны повышенной аварийности

В краевом центре имеется не один десяток опасных перекрестков, где вроде бы и «зебра» нарисована, и «полицейский» лежит, а пешеходов продолжают сбивать с трагической регулярностью. К примеру, высокой аварийностью издавна «славится» перекресток улиц Лермонтова и Маршала Жукова. По словам старшего инспектора дорожного надзора ОБДПС Ставрополя Романа Алехина, за последние несколько недель на этом перекрестке уже трижды сбивали людей.

В Юго-Западном микрорайоне по аварийности «лидирует» перекресток улиц 50 лет ВЛКСМ – 45-я параллель: одиннадцать(!) аварий с пострадавшими за месяц. Пешеходная «зебра», пролегающая через четырехполосную проезжую часть, здесь давно стерлась, до ближайшего светофора метров двести. Вступая на оживленную автотропу, тушуется и робеет даже взрослый человек, что уж говорить о детях. Конечно, идеальным решением проблемы подобных зон было бы строительство надземных пешеходных переходов (каковых в краевом центре нет еще ни одного). По словам Р. Алехина, специалисты Госавтоинспекции ежегодно отсылают в адрес комитета городского хозяйства администрации Ставрополя десятки напоминаний о необходимости возведения таких конструкций в разных районах города. В ответах значится «лимит денежных средств в нынешнем году исчерпан», либо же «денежных средств на проведение таких работ в бюджете не предусмотрено».

Раз, два, три – светофор, гори!

Конечно, некоторые милицейские инициативы первоочередной важности уже получили свое разрешение не на бумаге, а на деле…ну или почти получили! Например, строительство светофорного комплекса на пересечении улиц 45-я параллель и Пирогова, где сотрудники ГИБДД также постоянно фиксировали повышенную аварийность. Еще два месяца назад местные жители видели, как перекресток оборудовали светофорами. Но до сих пор объект не введен в эксплуатацию, возмущения по этому поводу уже вовсю циркулируют в Интернете.

– Городские дорожные службы не могут сдать нам комплекс, пока там не будет уличного освещения, не проложат пешеходные дорожки и не закончат монтаж ограждения, – комментирует Р. Алехин. – Дорожники обещают, что светофорный объект заработает уже в декабре.

А вот со светофорным комплексом по улице Доваторцев (напротив ОРТЦ «Ставрополь») ситуация оказалась несколько иной: по словам Р. Алехина, дорожники сами неистово «бились» за регулируемый пешеходный переход. В Госавтоинспекции разработали схему и дали «добро» на установку. Уже полгода светофор на данном участке работает в мигающем режиме, но заканчивать его монтаж службы не спешат. На наших глазах некие ремонтники, назвавшие себя работниками ЖЭУ, прибыли, чтобы, как они сказали, «подварить» на объекте ограждение, но ответа на вопрос, когда заработает сам «трехглазый», они тоже не знали.

Жить в уважении

Есть и сказочные примеры плодотворной работы двух ведомств, когда новейшая разработка быстренько отправляется на «пробу» на дорожное полотно. Так получилось с экспериментальной искусственной неровностью (т.е. «немецкой подушкой»), которая установлена на улице Пирогова напротив дома № 64. К сожалению, водители здесь тоже редко пользовались педалью тормоза, повстречав на пути пешехода. Теперь же общественный транспорт без помех преодолевает резиновые квадраты, а вот «легковушки» вынуждены снижать скорость перед «зеброй».

И все же первоочередной задачей всех участников движения является утраченное (а для некоторых даже не приобретенное) взаимоуважение на дороге. После того как ужесточили штрафы для водителей, не пропускающих пешеходов на «зебре», те как будто «надели бронежилеты» и резво понеслись через дорогу. По мнению инспектора, за нарушения ПДД нужно штрафовать одинаково и водителей, и пешеходов.

Валентина ФИСЕНКО

Редкий пешеход добежит до середины улицы... / Газета «Ставропольская правда» / 12 декабря 2009 г.