00:00, 27 ноября 2009 года

Семен Коган о ставропольском краевом фестивале симфонической музыки

Крупнейший музыкальный коллектив ­ оркестр Ставропольской государственной краевой филармонии и группа молодых вокалистов, студентов факультета искусств Ставропольского госуниверситета дали большие концерты не только в краевом центре, но и в ряде городов и районов Ставрополья. Всюду эти выступления проходили при полных залах, сопровождались горячими аплодисментами благодарной публики. Одним из инициаторов и активных участников акции стал прославленный дирижер, вот уже несколько лет успешно сотрудничающий с нашим оркестром, профессор Ростовской консерватории народный артист России Семен Коган. Собственно, сам фестиваль во многом обязан своим появлением этому выдающемуся музыканту. Мы попросили Семена Аркадьевича поделиться своими впечатлениями от проведенных мероприятий. И вот что он рассказал:

­ Хочу сразу признаться: Ставрополь и Ставрополье стали для меня родными. Наравне с Ростовом, где я живу и работаю. А фестиваль наш получился действительно необычный. Если ранее мы собирали в Ставрополе оркестры Юга России, то сейчас по инициативе краевого министерства культуры и Ставропольской филармонии под покровительством губернатора было задумано всю мощь классического искусства продемонстрировать творческими силами края. Не секрет, что сегодня в районах, особенно сельских, высокое искусство малоактивно. С удовлетворением могу сказать: идея замечательно себя оправдала. Все последние дни нахожусь под глубочайшим впечатлением от проведенных концертов. Поверьте, это трудно передать словами. С каким приподнятым настроением приходили слушатели, как отлично сработали местные отделы культуры, сумевшие придать происходящему обстановку торжественности, я бы сказал, праздничности. Радостно было видеть среди зрителей целые семьи, людей самых разных поколений. А особенно приятно отметить, что во всей насыщенной фестивальной программе симфонический оркестр филармонии был «первым номером». По удивительно эмоциональной реакции публики стало понятно: нет сегодня людей, не принимающих высокое искусство, если встречи с музыкой проводятся не формально, а от души. Народ это отлично чувствует и понимает. И если музыканты играют хорошо, отдают себя, это не остается незамеченным.

­ Значит, мы становимся свидетелями зарождения еще одной хорошей музыкальной традиции...

­ Думаю, да! Сама идея проведения концертов в сельских районах, согласитесь, благородна и плодотворна. Вспомним недавнее Послание президента страны Федеральному Собранию, где, в частности, отмечалось: пора переносить центры искусства в провинцию. Мы это уже начали делать, и вовсе не только потому, что был этот «сигнал свыше», а понимая необходимость. Впервые за многие годы в села выехал такой мощный коллектив, как оркестр филармонии, да еще и с солистами.

­ И с таким замечательным дирижером!

­ Признаюсь, после крупнейших залов столиц Европы было несколько сложно дирижировать в новых для меня условиях. Но, с другой стороны, я получил такой заряд оптимизма, уверенности в том, что мы делаем правильно и это надо продолжать!

­ Семен Аркадьевич, а как работалось в этих необычных пока условиях с нашим оркестром? Что можно сказать о музыкантах и молодых вокалистах?

­ Ставропольский симфонический оркестр творчески растет просто на глазах, с каждым новым проектом. Коллектив сегодня способен решать самые большие задачи. Судите сами: он не только активно и успешно ведет свою повседневную работу, но и достойно участвовал и в упомянутом фестивале оркестров Юга России, и в проведении «Музыкальной осени Ставрополья». Причем опять­таки был на самых первых позициях. И в новом чрезвычайно интересном проекте ­ фестивале симфонической музыки ­ проявил себя с наилучшей стороны. А как это окрыляет музыкантов! Ведь не так просто, проехав более сотни километров до райцентра, собраться творчески, сориентироваться буквально на ходу в новой для себя акустике, после чего играть. И играть очень хорошо, слаженно, одухотворенно.

И вот именно сейчас, на волне успеха, оркестр надо поддержать! В крае для этого уже, конечно, делается немало. Прекрасно оформлены отремонтированный зал краевой филармонии, обновленная сцена, новые кресла в зале, приобретены новые инструменты. И все же нужно еще более внимательно отнестись именно сейчас, когда в лице оркестра появилась творческая сила, способная очень мощно о себе заявить на всей территории Ставрополья. Симфонический оркестр нужно использовать как можно полнее, в том числе и в объединении людей, в подъеме их настроения. Оркестру вполне по плечу уже играть оперу, сложную симфоническую музыку, действовать в сотрудничестве с драматическими артистами и вокалистами. Я убежден: Ставропольский симфонический ­ это сегодня сила, способная содействовать развитию общего интеллектуального уровня населения края. Пока еще это иногда недооценивают, а жаль. Нужно использовать появившиеся наработки. И хорошо, что шаги эти делают и ваше министерство культуры, и руководство краевой филармонии, уделяя большое внимание задачам развития. И музыканты почувствовали ответственность, стоящие перед ними задачи. Ну и, конечно, нельзя не отметить, что впервые с оркестром пели молодые солисты Ставрополя. А ведь это будущее края! Ранее они как­то были заслонены приглашаемыми солистами из Москвы, Санкт­Петербурга, причем приглашенные словно бы делали некоторое одолжение самим появлением в провинции. А тут свои начинающие певцы вышли вперед. И тоже были безусловно окрылены оказанным им доверием. Да, конечно, ребята волновались. И мне, как дирижеру, и оркестру пришлось с ними серьезно готовиться, провести мастер­классы, напряженные репетиции. Но оно того стоило! И я надеюсь, что в тех проектах, которые мы намечаем, они снова примут самое активное участие.

­ Кстати, о перспективах. Говорят, у вас с коллективом филармонии есть очень интересные задумки.

­ После всего сделанного мы уже не имеем права опускать планку, а, наоборот, стремиться к еще более значительному. Знаю по опыту, что есть такая закономерность: трудно сделать первый шаг, но еще труднее бывает пойти дальше, не останавливаясь. Мы со ставропольскими музыкантами лелеем мечту поставить первую на Ставрополье оперу. Разумеется, это потребует серьезной работы, но это нужно делать! А потом попробовать вывезти оперу в сельские районы. Это может быть «Евгений Онегин» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» Римского­Корсакова, а может быть, произведение какого­то европейского композитора. Во всяком случае, уверен: Ставрополь заслужил, чтобы хотя бы одна опера была поставлена здесь, а не привезена откуда­то. И это будет огромный наш подарок жителям края. Я с большим уважением и теплом отношусь к живущим здесь людям, самоотверженным труженикам. Вообще моя дружба со Ставрополем началась очень давно, около тридцати лет назад, когда я приезжал сюда вначале с Омским, а потом Ростовским симфоническими оркестрами. Здесь еще не было своего подобного музыкального коллектива. Мы играли очень осторожно, с этакой опаской: как примут? Концерты проходили на открытой площадке в парке. Сначала пришли не более пятидесяти человек, на другой вечер уже свыше ста, а потом и не счесть было желающих. Это был настоящий симфонический бум! Приходили студенты, преподаватели, врачи, художники, поэты… Дошло до того, что после концерта нас, музыкантов, провожала до гостиницы толпа в несколько десятков человек. Мы так подружились! Ставропольские поэты посвящали нам новые стихи. А ваш замечательный художник Чемсо даже написал мой портрет… Теперь, как вы знаете, бываю здесь чаще, но каждый раз при прощании задают один вопрос: когда еще приедете? Очень теплые и вместе творческие отношения сложились со всем коллективом филармонии, где трудятся чудесные скромные люди, всецело преданные искусству.

И на это так хочется ответить добром. Хотя, скажу честно, выделить время бывает очень непросто, график у меня весьма напряженный. Нынче даже отменил важные для меня гастроли, чтобы приехать в Ставрополь. Перед этим готовил очень большой концерт Ростовского академического оркестра к 70­летию композиторской организации. А сразу после фестиваля в Ставрополе выезжаю в Омск на юбилей филармонии. Затем предстоит лететь в Англию на запланированный концерт. Но при всем этом Ставрополь для меня остается дорогим и близким.

­ Мне кажется, вы очень верно уловили роль Ставрополя, ее порой словно «забывают», хотя город, собственно, и возник изначально как некий не только военный, но и культурный форпост России на Кавказе.

­ И в современных условиях это значение, несомненно, стоит укреплять. Чему вполне может послужить и другая наша идея: достойно отметить День защитника Отечества. Знаете, ведь иногда такие проекты «к датам» бывают формальными. А хочется сделать с теплом, с сердцем. Симфонический оркестр сыграет торжественную увертюру Чайковского «1812 год» – великое сочинение о героизме и победе русского воина и народа в Отечественной войне 1812 года. Предполагается участие и военного оркестра, и камерного хора филармонии. Вся программа будет как бы низким поклоном нашему солдату, данью памяти павшим за Отечество. Будет много прекрасной, величественной музыки. Музыки «со слезами на глазах». Мы очень хотим выразить средствами искусства любовь народа к армии, уважение к нашим защитникам.

«У истоков прекрасной традиции»
Газета «Ставропольская правда»
27 ноября 2009 года