00:00, 13 ноября 2009 года

Закон о комендантском часе не работает на Ставрополье

Главная цель введения «чрезвычайных мер» – профилактика молодежной преступности, отметил заместитель министра труда и соцзащиты населения края Н. Кобыляцкий. Для этого подготовлено все необходимое. Составлены планы работ. Созданы и экспертные комиссии, которые определяют, где молодые люди не имеют права появляться с наступлением «детского времени». Организовано 17 спецучреждений на 483 места для реабилитации детей из социльно неблагополучных семей, куда будут доставляться в том числе и несовершеннолетние, «выловленные» в запрещенных местах в ходе ночных милицейских рейдов.

Следует отметить, что за все время действия закона в «спецучреждения» был доставлен всего один подросток – случилось это в Апанасенковском районе. Остальных нарушителей, число которых ни в каких отчетах не фигурирует, милиционеры после соответствующих внушений доставляли по месту жительства и передавали родителям, с которыми также проводилась профилактическая беседа.

Но это, видимо, до поры до времени. Просто пока санкции, которые должны применяться к мамам–папам чад, болтающихся бесцельно или без сопровождающих, возвращающихся с романтической прогулки, спортивной секции, поздних дополнительных занятий после «двадцати двух ноль–ноль», Думой не утверждены. Хотя, как планируется, уже в конце ноября депутатский корпус начнет над этим думать. Вопрос не так прост.

Стремление власти ограничить поздние прогулки несовершеннолетних становится понятно после знакомства с милицейской статистикой за истекшие девять месяцев этого года. Председатель комитета–организатора круглого стола Е. Бражников сообщил, что на учете в детской комнате милиции состоят 2742 юных ставропольца, 20 человек вернулись из мест не столь отдаленных, еще 302 подростка осуждены условно. В судах рассмотрено более 2 тыс. дел по детской безнадзорности и ненадлежащему исполнению родительских обязанностей.

Уровень преступности среди подрастающего поколения неуклонно растет, причем «детские» преступления становятся все более жестокими и бессмысленными. Так что более действенного и дешевого способа сохранить общественный порядок и оградить самих подростков от подстерегающих на улице опасностей, к сожалению, пока не найдено. Перевоспитание всех трудных – дело не одного дня, а организация новой «республики ШКИД» требует немалых людских и материальных ресурсов. Вот и получается, что запереть ребят дома или в «спецучреждениях» проще и дешевле. Хотя даже на реализацию этой меры, вызывающей немало вопросов, дополнительных финансов не предусмотрено.

Непонятно, например, за какие средства подростки, которых не представилось возможным передать родителям, будут доставляться в социальные учреждения, проживать там, питаться. Как обеспечить там соблюдение санитарных норм?

– Ведь нельзя же разместить в одной комнате юношей и девушек, – отметила в своем эмоциональном выступлении депутат краевой Думы, ректор педагогического института Л. Редько. – Кто будет наблюдать за детьми, которых не заберут утром родители? Доставлять их к месту учебы с нечищеными зубами? Проводить воспитательную работу? Нужен персонал, которому надо платить зарплату.

Сегодня заботы по поимке юных нарушителей закона, установлению личности, места жительства родителей, расходы по доставке ложатся на плечи милиции. Интенсивность работы – в среднем сотня подростков в месяц. Многие из них завтра оказываются на тех же улицах. Замкнутый круг...

– Закон не работает, – такую оценку дала замначальника отдела по работе с несовершеннолетними ГУВД края Е. Осадчая. – Не во всех районах созданы экспертные комиссии, определены места ночевки задержанных, а для доставки их в милицию нет оснований. Санкций таких не имеем. Да и держать в отделении несовершеннолетнего по закону более трех часов нельзя. Профилактические же беседы результат дают минимальный.

Проблему специалисты видят в отсутствии механизма исполнения закона. Именно по этой причине порой появляются «местечковые», непродуманные решения.

– В одном из районов, например, предложили отлавливать подростков, собирающихся на чердаках или в подъездах домов, – поделился своими наблюдениями депутат А. Сысоев. – Следует для начала определить координатора по надзору за исполнением данного закона, пересмотреть имеющуюся законодательную базу, более четко обозначить места, запрещенные для пребывания подростков на территории всего края, и только после этого переходить к утверждению санкций.

Все высказанные в ходе бурной дискуссии замечания и предложения решено проанализировать и с учетом приобретенного опыта ускорить отлаживание механизмов действия «детского дозора».

Наталья ШОЛОХОВА
««Дозору» нужен механизм»
Газета «Ставропольская правда»
13 ноября 2009 года