00:00, 7 ноября 2009 года

Международный фестиваль «Органное созвездие памяти Олега Янченко» прошел в Кисловодске

Органный зал в Кисловодске был переполнен, поскольку выступали широко известные в Европе музыканты ­ лауреаты международных конкурсов: Федерика Ианелла, Джулиана Маккарони, Сильвио Селеджи (Италия); Ааре­Пауль Латтик (Эстония); Сергей Черепанов (Германия); Марта Виерзго (Чехия); Лада Лабзина и заслуженная артистка России Светлана Бережная. За четыре фестивальных дня они представили четыре совершенно разные программы: «Бах и не только», «Романтические приношения», «Хулиганские сюрпризы», «В ритме джаза». И все это время на сцене стоял портрет безвременно ушедшего Олега Янченко.

­ Олег Янченко – единственный композитор XX века, который в совершенстве владел органом, ­ подчеркнула Светлана Бережная, гендиректор Госфилармонии на КМВ и организатор фестиваля. – Олег был моим близким другом, очень щедрым человеком, помогал многим молодым органистам ­ вплоть до того, что давал им для поездки на стажировку свои личные деньги.

Олег Григорьевич одно время преподавал органную импровизацию в Казанской государственной консерватории. У солистки этой консерватории Лады Лабзиной сохранились самые теплые воспоминания об общении с маэстро. Именно благодаря Янченко в столице Татарстана получил прописку Всероссийский конкурс органистов. Недавно в Казани, как рассказала Лада Лабзина, прошел концерт «Постскриптум. Памяти Олега Янченко – композитора, друга и учителя».

Профессор высшей школы органа в немецком Любике Сергей Черепанов, который познакомился с Янченко, когда учился в Московской консерватории, подчеркнул:

­ Олег Григорьевич был не просто талантливым композитором и крупным музыкальным деятелем. Он был человеком, который сплачивал. Этот талант дается немногим.

А главный редактор единственного в России профессионального музыкального издания ­ газеты «Музыкальное обозрение» ­ Андрей Устинов отметил значимость фестиваля для развития музыкальной культуры. В «Органном созвездии памяти Олега Янченко» представлен весь спектр органного искусства – от старинного до современного. У слушателей есть возможность составить представление как о музыке разных эпох, так и о стиле различных исполнителей, национальных школ.

К произведениям Олега Янченко, которые исполняла Светлана Бережная, было особое отношение. Быть может, и потому, что исполнительница предваряла их небольшим, но ярким рассказом. Например, пронизывающая до дрожи «Фантазия для органа и метронома» ­ это ад и рай Олега Янченко. Ад – потому, что незадолго до того, как взяться за написание этого сочинения, он побывал в Освенциме, где погиб его отец, а рай – потому, что предназначена «Фантазия» для кафедрального собора в немецком городе Штайн, которым композитор восхищался.

«Ад и рай Олега Янченко»
Газета «Ставропольская правда»
7 ноября 2009 года