Международный фестиваль «Органное созвездие памяти Олега Янченко» прошел в Кисловодске
Органный зал в Кисловодске был переполнен, поскольку выступали широко известные в Европе музыканты лауреаты международных конкурсов: Федерика Ианелла, Джулиана Маккарони, Сильвио Селеджи (Италия); АареПауль Латтик (Эстония); Сергей Черепанов (Германия); Марта Виерзго (Чехия); Лада Лабзина и заслуженная артистка России Светлана Бережная. За четыре фестивальных дня они представили четыре совершенно разные программы: «Бах и не только», «Романтические приношения», «Хулиганские сюрпризы», «В ритме джаза». И все это время на сцене стоял портрет безвременно ушедшего Олега Янченко.
Олег Янченко – единственный композитор XX века, который в совершенстве владел органом, подчеркнула Светлана Бережная, гендиректор Госфилармонии на КМВ и организатор фестиваля. – Олег был моим близким другом, очень щедрым человеком, помогал многим молодым органистам вплоть до того, что давал им для поездки на стажировку свои личные деньги.
Олег Григорьевич одно время преподавал органную импровизацию в Казанской государственной консерватории. У солистки этой консерватории Лады Лабзиной сохранились самые теплые воспоминания об общении с маэстро. Именно благодаря Янченко в столице Татарстана получил прописку Всероссийский конкурс органистов. Недавно в Казани, как рассказала Лада Лабзина, прошел концерт «Постскриптум. Памяти Олега Янченко – композитора, друга и учителя».
Профессор высшей школы органа в немецком Любике Сергей Черепанов, который познакомился с Янченко, когда учился в Московской консерватории, подчеркнул:
Олег Григорьевич был не просто талантливым композитором и крупным музыкальным деятелем. Он был человеком, который сплачивал. Этот талант дается немногим.
А главный редактор единственного в России профессионального музыкального издания газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов отметил значимость фестиваля для развития музыкальной культуры. В «Органном созвездии памяти Олега Янченко» представлен весь спектр органного искусства – от старинного до современного. У слушателей есть возможность составить представление как о музыке разных эпох, так и о стиле различных исполнителей, национальных школ.
К произведениям Олега Янченко, которые исполняла Светлана Бережная, было особое отношение. Быть может, и потому, что исполнительница предваряла их небольшим, но ярким рассказом. Например, пронизывающая до дрожи «Фантазия для органа и метронома» это ад и рай Олега Янченко. Ад – потому, что незадолго до того, как взяться за написание этого сочинения, он побывал в Освенциме, где погиб его отец, а рай – потому, что предназначена «Фантазия» для кафедрального собора в немецком городе Штайн, которым композитор восхищался.
7 ноября 2009 года