00:00, 28 октября 2009 года

Законопроект о мерах социальной поддержки обманутых дольщиков примет ГДСК

Напомним, это нововведение было законодательно утверждено осенью прошлого года как раз по настоянию думцев. И вот в процессе предварительной проработки вопроса в профильном комитете Госдумы края список объектов, предложенный правительством, был заметно расширен. О том, какие объекты и в связи с чем вдруг вызвали обеспокоенность думцев, мы беседуем с членом комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Романом САВИЧЕВЫМ.

– Сразу скажу, что сам по себе перечень особо значимых для региона объектов, приватизация которых требует согласования с парламентом, не очень объемный. В него прежде всего включены десять крупнейших ГУПов, в том числе коммунальных, госпакеты акций в нескольких компаниях, а также известный межколхозный санаторий «Ставрополье» в Сочи, включая земельный участок под ним. В случае одобрения на заседании Госдумы края предложенных поправок список пополнится всего несколькими пунктами. На наш взгляд, в нынешних непростых экономических условиях целесообразно включить в него несколько райгазов – Советского, Труновского, Александровского, Новоселицкого, Петровского, Минераловодского и Предгорного районов. А кроме того, комитет по экономическому развитию выступает и за то, чтобы в перечень попала «Нефтегазовая компания «Ставрополье», которая на две трети находится в собственности правительства края.

– То есть, по мнению депутатов, существует какая–то прямая угроза этим предприятиям?..

– Нет, я бы не говорил в данном случае об угрозе или вообще опасности развала названных мною райгазов. Все они открытые акционерные общества, и средняя доля государственного участия в их уставном капитале составляет 20–25 процентов. Просто в Думе есть отчетливое понимание крайней важности бесперебойного газоснабжения городов и районов края. Кризис, как мы убедились, расставляет свои акценты: многие предприятия, в том числе работающие в сфере обеспечения населения коммунальными и жилищными услугами, «чувствуют себя» сейчас не очень хорошо. И только сохраняя свои довольно весомые пакеты акций, власти края могут не только мониторить общее положение дел, но и в случае необходимости принять оперативные меры. Поэтому акции, которыми распоряжается краевое министерство имущественных отношений, ни в коем случае не должны уйти с молотка, считают депутаты. Какие бы обещания ни давал их потенциальный покупатель, ситуацию в сфере газоснабжения нельзя выпускать из–под контроля. Тем более на старте отопительного сезона.

Появились вопросы и по «Нефтегазовой компании «Ставрополье». Помнится, у прежней команды, стоявшей во главе правительства края, были грандиозные планы по ее развитию. Итог, признаюсь, пока откровенно печалит. У компании есть собственная нефтебаза, газохранилище, три действующие автозаправки, участки под строительство еще нескольких АЗС. Но при этом предприятие по итогам последних нескольких лет не вылезает из финансового минуса. Наверное, каждый хоть немного разбирающийся в экономике человек автоматически задастся вопросом – мыслимо ли, чтобы бизнес в такой отрасли был убыточным? Значит, предприятию нужно ставить диагноз и серьезно «лечить», не позволяя кому–то наживаться на его проблемах. Не сомневаюсь, к этому вопросу власти края еще вернутся не раз.

– Роман Валерьевич, уверена, что к нашумевшей и долгоиграющей проблеме обманутых дольщиков неравнодушен ни один думский комитет. И на заседании парламента депутатам предстоит одобрить или, напротив, отклонить инициативу губернатора принять закон о соцподдержке пострадавших соинвесторов. Какова ваша позиция в этом вопросе?

– Не буду отрицать, что законопроект о мерах социальной поддержки обманутых дольщиков изучил особо внимательно, хотя это профиль другого комитета. Думаю, разногласий среди депутатов по его утверждению на заседании не возникнет. В процессе предварительный работы был подготовлен ряд необходимых поправок, носящих технический характер.

Как известно, задача в ближайшее время в полном объеме решить проблему обманутых дольщиков главой края была определена еще год назад. Пострадавших, согласно составленному реестру, насчитывается более 550 человек. Хотя, понятное дело, их фактически еще больше. Ведь почти за каждой отдельной фамилией – семья как минимум из двух–трех человек. Первая часть реестра включает тех, кто владеет правом собственности на недостроенные объекты долевого строительства. Таких первоочередников 134 человека. И их проблема, скажем так, более решаема по сравнению с остальными, кто, по сути, заплатил за воздух – за ранее реализованные недобросовестным застройщиком квартиры. Ведь известно, что одни и те же квадратные метры продавались не то что по два–три раза, счет доходил до десяти продаж. Кроме того, там же значатся и те, кто договоры долевого участия, заподозрив неладное, в свое время расторг, но застройщик так и не вернул деньги. Что касается помощи этим людям, то здесь как раз без дополнительных законов краевого уровня не обойтись.

К этому, помимо прочего, напрямую обязывает нас федеральное законодательство, предписывающее субъектам оказывать соцподдержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не в такой ли оказались пострадавшие? Участниками всевозможных голодовок, митингов и акций протеста, которые не так давно захлестнули страну, по преимуществу были те, кто вступил в ненадежную «долевку» до апреля 2005–го, когда начал действовать 214–й федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Ведь большинство пострадавших дольщиков, не имея собственной крыши над головой, вкладывали деньги для приобретения единственного жилья. В итоге семьи остались, по сути, на улице и сейчас проживают на съемных квартирах, дачах, у родственников и знакомых. И ныне покупку жилья они тем более не осилят.

Предлагаемый правительством края законопроект о мерах социальной поддержки предусматривает выплаты денежных компенсаций как раз второочередникам на приобретение или строительство жилья. Их размер предлагается высчитывать из фактически оплаченной дольщиками жилой площади, но не более 18 квадратных метров на каждого члена семьи. В основе расчетов – традиционный показатель. Это средняя рыночная стоимость жилья в крае, которую ежеквартально утверждает Министерство регионального развития России. Таким образом, суммы были рассчитаны исходя из утвержденных 20 тысяч 150 рублей за квадрат.

– Уже подсчитано, как дорого в итоге обойдется это краевой казне?

– На решение проблемы, несмотря на бюджетную напряженность, в следующем году будет предусмотрено 50 миллионов рублей. Справедливо, что в первую очередь помощь будет оказана особо нуждающимся – сиротам, семьям, имеющим детей–инвалидов, одиноким матерям, инвалидам, ветеранам боевых действий, а также родителям с малолетними детьми в возрасте до 14 лет. Остальные дольщики тем не менее без внимания не останутся, они смогут рассчитывать на помощь чуть позже – в 2011–2012 годах. В целом же цена решения проблемы для края на данный момент составляет около 187 миллионов рублей. Но это, подчеркну, прогнозные цифры, которые будут ежегодно уточняться при формировании проектов бюджета края на соответствующий финансовый год.

А вот с оставшейся после нерадивых застройщиков «незавершенкой» заметно легче. Люди там владеют реальными квадратными метрами, а не квартирами–призраками. Потому первой группе реестра предлагается достраивать дома за свой счет. И здесь главное, чтобы разногласий не возникло среди самих дольщиков, нередко скандалящих уже между собой. И благополучные примеры в крае уже есть. Несколько объектов, по информации минстроя, уже введено в эксплуатацию. Власти же помогают пострадавшим в решении инфраструктурных вопросов, проблем с арендой земли и прочим.

Так что если Ставрополье ранее попало в печальные списки по большому количеству пострадавших от недобросовестных компаний–застройщиков, то теперь появилась уверенность, что скоро мы среди регионов вый–дем в лидеры по решению этой проблемы. Ведь в связи с кризисом в некоторых субъектах этот процесс застопорился.

«Тем, кто купил воздух»
Газета «Ставропольская правда»
28 октября 2009 года