Вандалы осквернили памятный крест на Марухском перевале
В те дни сотня российских воинов дала отпор трем тысячам боевиков. Получивший ранение Владислав Духин смог вынести нескольких раненых сослуживцев в безопасное место. А потом сражался до последнего патрона, не давая противнику подойти ближе к позиции федералов. Когда патроны закончились, он выдернул чеку из гранаты и подорвал вместе с собой десять бандитов. Словом, шагнул в бессмертие, как и многие его товарищи. Кстати, так и называется книга двух псковских авторов Олега Дементьева и Владимира Клевцова, посвященная тем событиям, – «Шаг в бессмертие».
Четырехметровый, весом около трехсот килограммов металлический крест установили три года назад на горе Белая Церковь в КЧР. Памятник воздвигли по инициативе настоятеля православного храма селения Марух отца Александра и военно–патриотического клуба «Русские витязи» из Ставрополя.
Предшественником монумента был крест деревянный, который батюшка вместе со своими сподвижниками изготовил и поднял на гору несколько раньше. Но через некоторое время памятный знак кто–то сбросил в ущелье. А вот металлический сделали в Черкесске местные мастера, и потом трое суток «Витязи», ипатовские казаки и жители Карачаево–Черкесской Республики тащили его на вершину. Позже пограничники Северо–Кавказского управления помогли доставить на вертолете полторы тонны цемента, песка и гравия, воду и инструменты для укрепления солидного сооружения. Укрепили, натянули и забетонировали в скальной породе тросовые растяжки, дабы нередкие здесь ветры не смогли ничего сделать. Казалось, что работа выполнена на века.
Несколько дней назад специальная экспедиция (в ее состав вошли также журналисты СМИ Ставрополья и Карачаево–Черкесии) отправилась на Марухский перевал, чтобы проверить, в каком состоянии находится памятник. Для этой цели пограничники тоже предоставили вертолет. Дурных мыслей и плохих предчувствий не было. Однако увиденное шокировало.
– Мы обнаружили, что гранитная плита с памятной надписью разбита на множество мелких кусочков, – рассказывает отец Владислава Духина Анатолиий Иванович, – Мощные тросовые растяжки сняты, да и сам крест вандалы явно пытались свалить, но, к счастью, ничего у них не получилось. Кто такое мог сотворить – ума не приложу, ведь в прошлом году даже чеченцы, признав доблесть и отвагу воинов 6–й роты, назвали в их память одну из центральных улиц Грозного и установили там мемориальную доску. Безусловно, осквернение креста на Марухе – это подло, а у родных и близких погибших ребят вызывает непередаваемую боль. Произошедшее лишний раз доказывает, что подвиг бойцов сильно ударил по бандитам, которые в лютой злобе глумятся над святынями. Получается, что и мертвые не дают им покоя.
Тем не менее члены экспедиции навели порядок на оскверненном месте, зажгли 84 свечи в память о каждом павшем, а отец Александр отслужил литургию. Осколки плиты «Русские витязи» собрали и увезли в свой музей, где собираются их склеить. К слову, подобный металлический крест еще в 2002 году был установлен Анатолием Духиным с единомышленниками и в самой Чечне, в полутора километрах от места страшного боя и гибели его сына. Правда, потом оказалось, что памятную табличку кто–то прострелил автоматной очередью. Но российские спецназовцы ее восстановили, и с тех пор никто на обелиск не покушался.
В будущем году на горе Белая Церковь (получившей среди членов военно–патриотического движения и казаков Ставрополья еще одно название – Духина гора) на крест установят бронированную плиту. Собственно, к десятилетию подвига 6–й роты, по словам Анатолия Ивановича, намечена довольно обширная программа и в крае, и на федеральном уровне. В частности, в Ставропольском муниципальном общеобразовательно–учебном центре (бывшей вечерней школе, где Владислав окончил десятилетку) пройдет «Урок мужества», а ребята примут участие в конкурсе на лучшую творческую работу, посвященную подвигу 6–й роты. Кроме того, состоится ставший уже традиционным региональный детский турнир по мини–футболу, посвященный памяти Героя России В. Духина, а между городами, где жили погибшие десантники (Псков, Санкт–Петербург, Тамбов, Белгород, Брянск, Ростов–на–Дону, Волгодонск, Астрахань и другие), планируется провести телемост. Возможно, будет организована поездка родителей к месту трагедии. А еще к печальному юбилею снят и скоро выйдет на экраны страны художественно–документальный фильм «Русская жертва».
– Мне уже прислали из Москвы копию фильма, и я его посмотрел, – говорит Анатолий Иванович. – Там перекликаются две темы: предательство Николая II его окружением, заставившее последнего русского царя отречься от престола, и предательство высокими военными чинами бойцов 6–й роты 104–го (Псковского) полка. И, знаете, что поразительно? Многое действительно совпадает: 1 марта 2000 года погибли 84 десантника, а 2 марта исполнилось 83 года со дня отречения государя! Помните, где это произошло? На железнодорожной станции... Псков! Мистика? Или некая закономерность отечественной истории?
Чтобы надолго в этой самой истории осталось имя сына и его погибших товарищей, Анатолий Иванович делает все возможное: активно занимается общественной, благотворительной и просветительской деятельностью, возглавляет родительский комитет при Ставропольском краевом военном комиссариате.
...В комнате Владислава на втором этаже дома Духиных заправленная кровать, подушка, на стуле – старенькая гитара, на которой он играл, книжный шкаф и письменный стол. Все так, как было при жизни хозяина. Кажется, он только что вышел, но скоро вернется, и о его появлении известит скрипнувшая под ногой деревянная лестница. Однако на столе – страшное свидетельство обратного: превращенная в решето осколками снарядов солдатская каска. Ее нашли на месте того сражения. Может, именно она и принадлежала 20–летнему ставропольскому пареньку.
P.S. Когда материал был готов к публикации, Анатолий Иванович Духин попросил через газету поблагодарить всех, кто помог организовать экспедицию на гору Белая Церковь и кому дорога память о бойцах 6–й роты: руководителей СМИ, председателя Совета ветеранов Афганистана Николая Борисенко, военно–патриотический клуб «Русские витязи», казаков и пограничников Северо–Кавказского военного округа.
28 октября 2009 года