00:00, 24 октября 2009 года

Минеральные воды по новому техрегламенту могут оказаться вне правового поля

В прошедших на днях дебатах в рабочей группе парламента участвовал и заместитель руководителя администрации КМВ М. Бондаренко. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом «СП».

­ Если скрестить ежа и ужа, то получится два метра колючей проволоки, ­ остроумно заметил М. Бондаренко. – Вот так и тут: в одном техническом регламенте попытались соединить совершенно разные продукты: искусственно создаваемые безалкогольные напитки и природные минеральные воды.

С такой «инициативой» выступил Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. Однако проект техрегламента совершенно не учитывает исторически сложившиеся реалии и мнение гидрогеологов, а служит, главным образом, интересам коммерческого использования минеральных вод.

Впрочем, Михаил Бондаренко не исключает и фактор непрофессионализма разработчиков законопроекта. Так, в рекламе одной известной компании, которая является закоперщиком в названном Союзе, проскакивают такие перлы, как «ессентукская гора Бештау», «акватория минеральных вод» и т. д.

Несуразностей в проекте техрегламента очень много. М. Бондаренко указал лишь на некоторые из них. Так, вместо традиционной классификации природных минеральных вод, предусматривающей наряду с «Природными минеральными водами» еще и «Столовые воды», разработчики вводят одно­единственное понятие «Смешанные минеральные воды». Под ним подразумевается продукт смешения двух и более природных вод с минерализацией до двух граммов на литр.

­ Во­первых, почему два грамма? – рассуждает М. Бондаренко. – В столовых минеральных водах, которые можно употреблять без ограничения, допускается только один грамм минеральных солей на литр. Два грамма – это уже серьезная нагрузка на организм. Во­вторых, почему непременно продукт смешения? Например, столовые воды типа «Архыз» ­ это моноводы, которые получают из одной скважины. А поскольку здесь нет смешения, то, следовательно, они выпадают из технического регламента. Другой пример: вода с торговой маркой «Ессентукская­2» ­ это продукт смешения вод из скважин А КМВ БИС и № 55. Но у него минерализация от трех до пяти граммов на литр. Следовательно, «Ессентукская­2» тоже не будет соответствовать техническим условиям. И так по многим позициям.

Благодаря тому, что администрация курортного региона, правительство края, депутаты ГДСК били во все колокола, на возникшие проблемы обратили внимание президент и правительство страны. Сам технический регламент занимает 47 страниц. На него выдвинуто 162 поправки на 120 страницах! В том числе 59 поправок внесло правительство РФ. Большинство из них созвучно с теми замечаниями, которые высказывали представители администрации КМВ. Но если раньше аргументацию представителей курортного региона игнорировали, то на последнем заседании рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму слушанию в ГДРФ, где присутствовали М. Бондаренко и депутат Государственной Думы СК А. Сысоев, обстановка была уже иной. Впервые за многие месяцы дебатов из уст руководителя рабочей группы прозвучало, что не исключается возможность разделения документа на техрегламент на безалкогольные напитки и на природные минеральные воды.

Но предстоит еще много споров, исход битвы за традиционные минеральные воды Кавминвод еще не ясен. Ситуация осложняется тем, что идет сильное лоббирование со стороны коммерческих структур.

«Два метра колючей проволоки»
Газета «Ставропольская правда»
24 октября 2009 года