Из всего многообразия тем, которые чаще всего звучали на планерках и заседаниях администрации города Ставрополя за прошедший год, едва ли не первостепенными были вопросы финансовой и исполнительской дисциплины.
Новая команда объявила решительную и бескомпромиссную войну бюрократам, коррупционерам, бездарным управленцам, недобросовестным подрядчикам, злостным неплательщикам арендной платы и транспортного налога.
Николай Пальцев

Николай Пальцев

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Чем была обусловлена такая жесткая установка в управлении, какие конкретно меры принимались для наведения порядка и «минимизации потерь» от бюрократии, а главное – насколько эти меры оказались эффективными – на эти и многие другие вопросы отвечает мэр краевого центра Николай Пальцев.

– Николай Иванович, ваша победа на выборах совпала с началом финансового кризиса. Как глава города вы с ходу и по полной программе получили все его проявления – безработица, задержка заработной платы, резкое сокращение расходов, рост недоимки по платежам в бюджет. Стиль «закручивания гаек» – это влияние объективных обстоятельств или собственное кредо политика?

– Безусловно, кризис сказался не только на бюджете города, который, кстати, пришлось сократить почти на миллиард рублей, но и заставил изменить тактику поведения. Во-первых, жестко добиваться эффективного и стопроцентного использования бюджетных средств. Из года в год на счетах города остаются неизрасходованными сотни миллионов рублей. Чтобы переломить ситуацию, я поставил задачу перед всеми распорядителями бюджетных средств сформировать планы-графики размещения заказов в начале года и четко их исполнять. Была усилена и персональная ответственность. Указанная тема становилась объектом пристального внимания на каждой планерке в администрации города. Это дало свои результаты. Если в прошлом году за девять месяцев процент освоения бюджетных средств был на уровне 87%, то в этом уже 94%. До конца года мы добьемся показателя не ниже 98%.

Ну и второй момент, на котором был сделан особый акцент в условиях кризиса, – это поиск внутренних резервов. К их числу была отнесена работа по взысканию недоимок по платежам в бюджет города, повышение качества управления муниципальной собственностью, поддержка малого и среднего бизнеса.

– На те 170 миллионов рублей, которые задолжали в казну обычные горожане – арендаторы земельных участков, водители, можно построить один детский садик и капитально отремонтировать одну аварийную школу. Мечтать об этом приятно, но как «выбить» деньги?

– Честно скажу – непросто. Но сегодня мы заняли твердую позицию по отношению к недобросовестным арендаторам: не хочешь платить – отдай землю. В ряде случаев, когда имеем дело со злостным неплательщиком, отказываемся от практиковавшейся ранее трехмесячной отсрочки в погашении долга с момента первого предупреждения. Десять дней – это срок, в течение которого деньги должны быть возвращены в бюджет. Наиболее злостных должников вызываем на «проработку» в администрацию города. По итогам только двух таких заседаний в бюджет города поступило почти 17 миллионов рублей. Шесть арендаторов полностью погасили долги. Десять арендаторов погашают их частями. По 14 арендаторам материалы направлены в суд. По одному из них уже есть решение суда об изъятии земельного участка и принудительном взыскании 10 миллионов рублей.

– Знаю, что почти каждый второй водитель Ставрополя является должником по транспортному налогу. Недоимка свыше 52 миллионов рублей. Очевидно, что персонально поработать с каждым здесь не удастся. Есть механизмы воздействия на эту категорию должников?

– Сегодня в мэрии Ставрополя решается вопрос о вводе ограничений на прохождение техосмотра для водителей, которые имеют значительную задолженность по транспортному налогу. С этой целью создана рабочая группа в составе руководителей администрации, представителей ДПС Управления ГИБДД, налоговых органов, судебных приставов. Для взыскания таких долгов в ближайшее время будут организованы налоговые посты на пунктах прохождения технического осмотра автомобилей и регистрации транспортных средств. Еще раз отмечу: наиболее злостные должники к этим процедурам допускаться не будут.

– Недавно в администрации города вскрывали еще одну «опухоль» – муниципальные унитарные предприятия. Признаюсь, обнародованные факты бьют наотмашь. Например, такой: по итогам 2007 года МУП «Рынок №1» имел прибыль в сумме… 14 тысяч рублей. А в бюджет города перечислил всего две тысячи 800 рублей. Как такое вообще стало возможным?

– Бесконтрольность и безнаказанность – вот две основные причины, по которым из 37 действующих предприятий лишь семь работают стабильно, имея доход более миллиона рублей. Остальные либо уже находятся на грани банкротства, либо показывают совершенно смехотворную прибыль, держатся на плаву только за счет сдачи в аренду своих площадей, зачастую в ущерб собственной уставной деятельности. Поэтому прежде всего по ряду МУПов будут приняты кадровые решения с последующим направлением дел в прокуратуру. Убыточные предприятия, за исключением тех, которые несут социальную нагрузку, будут ликвидированы, а муниципальная собственность возвращена в казну города. Также в самое ближайшее время будет разработан порядок изъятия имущества, которое муниципальные унитарные предприятия не используют для осуществления уставной деятельности, а сдают в аренду и таким образом покрывают свои убытки либо даже полную бездеятельность.

Кроме того, я поставил задачу перед руководителями структурных подразделений администрации, в чьем ведении находятся МУПы, во-первых, выстроить систему строгого контроля и отчетности, а во-вторых, заниматься планированием деятельности, непосредственно включить в разработку бизнес-планов. Работа балансовых комиссий должна стать ежеквартальной практикой администрации города. Цель – сделать МУПы конкурентоспособными на рынке товаров и услуг.

– Тема уничтожения скверов и лесов на протяжении всего года не сходила с газетных страниц и экранов телевизоров. Между тем во время выборов вы дали обещание положить этому конец. Что происходит? Обстоятельства оказались сильнее воли главы города?

– В ряде случаев мы имели дело с ситуацией, когда действовало ранее выданное разрешение. С другой стороны, массовые случаи самозахвата лесных земель и вырубки деревьев происходили по той простой причине, что формально леса… никому не принадлежали. Именно это и порождало на протяжении последних десяти лет весь произвол. Когда началась приватизация, было переведено из лесных в нелесные для последующей застройки свыше 17 га леса. И все сходило с рук, потому что не было хозяина. Поэтому сейчас, в первую очередь, будут проведены работы по межеванию городских лесов, их постановка на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата». После регистрации права муниципальной собственности и учета имущества казны в реестре, у города Ставрополя появятся правовые основания для выделения бюджетных средств на содержание лесов и их охрану. Следующий шаг – создание лесничества, муниципальной структуры для управления городскими лесами, на которую будут возложены обязанности по охране, защите, воспроизводству городских лесов, а также осуществлению муниципального лесного контроля и надзора. Соответствующее постановление уже подписано…

– Однако незаконная вырубка зеленых насаждений не исчерпывается границами лесов. Есть еще скверы, рощицы, да просто единичные деревья, которые, по мнению коммерсантов, закрывают обзор их офисов или магазинов. Кто будет бороться за их сохранность?

– На днях в мэрии Ставрополя прошло внеочередное заседание совета по общественной безопасности, на котором как раз и был представлен пошаговый план конкретных действий по пресечению подобных деяний. Это в первую очередь возможность расторжения договоров аренды земельных участков, где произошла несанкционированная (без получения соответствующего разрешения и согласования) вырубка деревьев. В таком случае земля будет безоговорочно изыматься, а недобросовестных застройщиков заставим компенсировать в казну города нанесенный экологический ущерб.

Помимо жестких правовых решений, важным шагом в намеченном походе против самовольных вырубщиков должны стать четкое взаимодействие всех заинтересованных ведомств и централизация их работы через службу «112». Именно сюда от горожан, которых мы намерены сделать активными участниками процесса, должны поступать звонки обо всех фактах уничтожения зеленых насаждений. Далее информация будет передаваться в зеленую комиссию, совет по общественной безопасности и комитет градостроительства города, МЧС и РОВД, прокуратуру. Каждая из этих служб обязана незамедлительно, в рамках своих полномочий, принять соответствующие меры реагирования, вплоть до задержания виновных лиц и дальнейшего привлечения их к ответственности.

Намеченный пошаговый план мероприятий состоит из тринадцати пунктов, в которых задействованы абсолютно все профильные комитеты, структуры и общественные организации города. Красной нитью в этом документе проходит тщательный мониторинг состояния зеленого бассейна и тотальный контроль за его сохранностью. Детальный анализ того, как удается реализовать намеченное и какие проблемы в этой связи возникают, будет проведен уже на следующем заседании совета по общественной безопасности города – в ноябре 2009 года.

– Честно говоря, развернутая кампания иной раз напоминает охоту на ведьм. Прямо истерия какая-то начинается вокруг каждого срубленного дерева…

– Да, согласен. Перегибать палку мы умеем во всем. Зачастую плановые работы МУП «Горзеленстрой» по спилу сухостоя, ликвидации неперспективных и малоэстетичных деревьев или кустарников становятся у нас поводом для очередного скандала. Наша борьба с самовольными вырубщиками ни в коем случае не должна означать, что теперь вообще нельзя тронуть ни одного дерева, свято оберегать каждый сорняк. Нужно рационально подойти к этому вопросу и определить, что мы сохраняем, что убираем и взамен сажаем новое. А чтобы не было недоразумений, дутых сенсаций, стоит почаще информировать население о планируемых работах…

– В ваших предвыборных обещаниях главный акцент сделан на борьбе с коррупцией. Начало было положено серией громких отставок и подписанием беспрецедентного соглашения о сотрудничестве с краевой Счетной палатой. Судя по критике чиновников мэрии, то и дело звучащей из ваших уст, война с казнокрадами и взяточниками ведется с переменным успехом. Вы не отчаялись еще бороться с этим делом?

– Не отчаялся, а только еще больше убедился, что дело не в отдельных чиновниках, а в системе. Поэтому сегодня мы сосредоточили свои усилия на внедрении важнейших элементов антикоррупционной системы. Во-первых, это электронные торги. Электронный аукцион предполагает анонимность поставщиков, полностью исключает возможность сговора участников торгов, ставших настоящим бичом муниципалитета. Так, например, в сферах закупок медицинского оборудования, лекарственных препаратов, строительного подряда участвуют одни и те же лица, вступающие в сговор в пользу одного из участников. Он же в единственном лице является на аукцион (хотя документы на участие подают несколько лиц) и выигрывает его по начальной, то есть максимальной цене. В 2008 году практически половина открытых аукционов прошла по такому сценарию. В Ставрополе уже проведено около 200 электронных аукционов на сумму около 3 млрд. рублей с экономией более 10 процентов. Второй элемент антикоррупционной системы – «одно окно»…

– Николай Иванович, про это пресловутое «окно» я слышу и пишу уже целый год! Когда же будет конкретный результат?

– А вы думаете, это так легко – сломить сопротивление огромной, неповоротливой, инертной машины под названием бюрократия? Да, действительно, первая попытка ее преодолеть была предпринята еще год назад. Тогда на базе муниципального учреждения «Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя» мы создали Единый центр по вопросам градостроительства и землепользования, работающий по принципу «одного окна». Однако должен признать: усилия малоэффективны, так как «неохваченным» оказался целый ряд структурных подразделений администрации Ставрополя, задействованных в выдаче указанной разрешительной документации. В результате – все та же волокита, все те же «хождения по чиновникам»…

Сегодня в администрации города Ставрополя приступили к внедрению нового регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, который, во-первых, «завяжет» в единый и неразделимый узел абсолютно все органы местного самоуправления. Во-вторых, выстроит строгую систему взаимодействия: кто кому какие документы должен передавать, какую информацию запрашивать и так далее. И, наконец, в-третьих, четко очертит персональную ответственность каждого должностного лица за ненадлежащее исполнение требований регламентов и нарушений сроков, в течение которых должна быть оказана та или иная муниципальная услуга.

Виктория БАЙГУЛОВА