00:00, 20 октября 2009 года

На Ставрополье прошла профориентационная акция для молодежи

Руководителем проекта в ЮФО является Татьяна Банщикова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией психологии профессионализма Северо­Кавказского государственного технического университета, которая в течение ряда лет занимается проблемами молодежного рынка труда в Ставропольском крае. Сегодня она отвечает на вопросы нашего корреспондента.

­ Татьяна Николаевна, легко ли сейчас быть молодым, если иметь в виду возможность реализоваться в трудовой деятельности, построить карьеру? Как с этим у ставропольской молодежи?

­ К сожалению, молодым и в России, и на Ставрополье нелегко. 47 процентов населения нашего края ­ сельские жители, а работы на селе нет. Молодежь пытается перебраться в город, особенно это характерно для тех, кому от 20 до 30 лет. 44 процента из них причиной миграции называют низкую заработную плату в родных местах, 43 ­ отсутствие рабочих мест вообще. Я опираюсь на данные социологических исследований 2008 года, но они с тех пор мало изменились.

­ А что предлагает им город, например, Ставрополь?

­ В основном работу на стройках, в сфере обслуживания, в торговле. Есть какое­то количество рабочих мест в зонах отдыха курортных городов.

­ Более половины выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений края не работают по специальности. Чем это объяснить?

­ Во время проведения проф­ориентационной акции дове­лось побывать на многих встречах работодателей со студенческой аудиторией. Студенты регулярно задавали вопрос, почему везде требуются, в первую очередь, специалисты со стажем. Увы, такова реальность: в условиях кризиса, усилившейся конкуренции между предприятиями и компаниями их руководители делают ставку на опытных работников.

Но дело еще и в несоответствии спроса и предложения на рынке труда края. Фигурально выражаясь, нужны 99 сантехников и один экономист. А предложение ­ с точностью до наоборот.

Сегодня на Ставрополье востребованы специалисты со средним профессиональным образованием. Сварщики, экскаваторщики, мастера по электротехническому оборудованию, средний медперсонал. Экономист, даже с высшим образованием, может, в лучшем случае, устроиться кассиром в магазин. Руководители производственных предприятий и компаний говорят: возьму выпускника вуза на должность юриста, если у него есть второе, техническое образование, пусть даже на уровне техникума.

Можно вести речь и об определенном завышенном уровне притязаний молодых при устройстве на работу. Например, выпускник вуза узнает, что средняя зарплата специалиста на предприятии или в учреждении ­ 15­17 тысяч, а ему предлагают 7­8. Он отказывается, не учитывая, что более высокий заработок у тех, кто уже имеет стаж работы здесь, как­то себя зарекомендовал, получил повышение... Данные исследования «Молодежь Ставропольского края» говорят, что минимальная заработная плата, за которую согласилась бы работать современная ставропольская молодежь, составляет 16400 рублей, причем более чем у 65 процентов так заявивших не было прежде никакого опыта трудовой деятельности.

Более трети всех безработных в Ставропольском крае ­ молодые люди в возрасте до 30 лет.

­ Хороший заработок является главной мотивацией молодых при трудоустройстве?

­ Я сказала бы, что главный мотив ­ желание успешности, как они ее понимают. При этом возможность самореализации в профессиональной деятельности более значима для девушек, чем для юношей. По данным социологических исследований, на этот фактор как назначимый указывают 37,9% представительниц слабого пола и 29% ­ сильного. Девушки же чаще, чем юноши, мигрируют ­ как внутри края, так и за его пределы ­ в поисках удовлетворяющей их работы. Ежегодно много молодых ставропольчанок уезжает в Москву.

­ А не в поисках гламурной жизни и олигархов, по их мнению, в столице валяющихся на дороге, они едут?

­ У кого­то, вероятно, есть и такие мечты. Но в основном, на мой взгляд, это целеустремленные, мобильные, имеющие карьерные притязания молодые женщины. Приведу пример. Я присутствовала на встрече со студентами известного в крае, состоявшегося делового человека, сказавшего, в частности, что в определенной мере своими успехами он обязан жене, которая стала его тылом, согласилась посвятить себя семье и быть на вторых ролях. В аудитории оказалось много девушек, и мы решили провести блиц­опрос на тему, кто из них согласен повторить судьбу этой женщины. Выяснилось, что таковых лишь одна треть. Еще процентов тридцать претендовали на роль первой скрипки в семье, а остальные хотели делать карьеру на паритетных с мужем началах.

­ Занимается ли ваша лаборатория анализом критериев отбора работодателями молодых специалистов? Например, каковы требования к личностным качествам будущего работника?

­ Такие опросы проводятся. Что интересно, многие руководители смотрят даже не на образование в первую очередь, а именно на личностные качества претендента. Требуются целеустремленность, гибкость ума, мобильность, эмоциональная устойчивость. Особо приветствуется высокая мотивация к работе. В ряде организаций и предприятий края существуют психологические службы, располагающие целым комплексом диагностических методик; кроме диагностики, будущий работник проходит собеседования в отделе кадров, в администрации и т. д. На каждом этапе отбора кого­то отсеивают. В конце концов собираются все заинтересованные лица, рассматривают документы претендентов, результаты интервью, выводы психологов, выносят окончательное решение.

­ Ого! А если человек застенчив или замкнется во время интервью? Да мало ли каким может быть его сиюминутное эмоциональное состояние!

­ Мы тоже говорим: вот наберете вы одинаково мобильных, настроенных на карьеру и креативных! А кто будет их идеи доводить до конца, заниматься будничной кропотливой работой? Но такова сейчас жизнь ­ бешеный ритм, конкуренция...

«Легко ли быть молодым?»
Газета «Ставропольская правда»
20 октября 2009 года