Уголовноисполнительная система готовится к реформированию
Во всех учреждениях, входящих в его структуру, состоялись торжественные мероприятия, в которых приняли участие ветераны и действующие сотрудники. Ныне коллектив УФСИН насчитывает более пяти тысяч человек. По словам пресссекретаря управления Сергея Кулешина, люди, работающие в этой системе, достойно выполняют свой долг, принимают последовательные меры по укреплению порядка и законности, улучшению условий содержания осужденных (кстати, средняя зарплата человека, отбывающего наказание, составляет 142 рубля в день). УФСИН по СК входит в десятку лучших управлений в уголовноисполнительной системе России.
Сейчас во всех расположенных на территории региона одиннадцати колониях и двух следственных изоляторах содержатся 16,5 тысячи человек. Нужно отметить, что УФСИН уделяет особое внимание развитию учреждений, где исполнение уголовных наказаний не связано с лишением свободы, – на сегодняшний день десять тысяч граждан, которых суд решил не сажать за решетку, состоят на учете в 35 инспекциях.
Перспективы развития уголовноисполнительной системы как страны, так и края предполагают приведение ее к требованиям международных, в частности, европейских стандартов. Так что в ближайшие годы в этом плане предстоят большие перемены. Например, больше не будет исправительных колоний. Нет, конечно, это не значит, что скоро не останется ни одного осужденного. Они, увы, не исчезнут как «класс», но зато переселятся из больших секций, где сейчас содержатся по нескольку десятков человек, в двух, четырех и шестиместные… камеры. А для этого колонии планируется перестроить в тюрьмы.
Впрочем, вот что рассказал начальник УФСИН по Ставропольскому краю генералмайор внутренней службы Федор Кренслер:
На недавнем совещании в Москве министр юстиции РФ Александр Коновалов и директор ФСИН России Александр Реймер заявили, что давно пришло время реформирования уголовноисполнительной системы и ухода от лагерного типа исправительных учреждений, воспринимаемых людьми как ГУЛАГ. Предположительно, на Ставрополье будут четыре тюрьмы общего режима и одна – усиленного, воспитательноисправительные центры для несовершеннолетних и женщин, а также колониипоселения открытого типа. Что касается последних, то осужденные, отбывая в них наказание, смогут трудиться на территории того района, где будут находиться.
Однако для осуществления такого реформирования требуются изменения в российском законодательстве, то есть пересмотр целых положений в уголовном, уголовноисполнительном и гражданском кодексах. Учитывая, что это программа федерального значения, законодатели должны будут проделать немалую работу в ближайшее время. (И, возможно, в намеченное в 2010 году строительство следственного изолятора в Буденновске уже придется вносить коррективы и сразу возводить там тюрьму).
Еще один немаловажный аспект «ухода от ГУЛАГа» конечно же, материальные затраты. Сколько денег потребуется для перепрофилирования исправительных учреждений, например, в нашем регионе – пока неизвестно. Но в УФСИН по СК сейчас занимаются необходимыми подсчетами. Кстати, интересен такой момент, наверное, интуитивный или, скорее, рациональный. В прошлом году, естественно, еще не зная о предстоящих переменах, краевое управление начало строить в ИК № 4, что в станице Александрийской, следственный изолятор с двух, четырех и шестиместными камерами. То есть уже заранее оказалось в русле предстоящих реформ.
Все задуманное не является некоей косметической акцией, а, наоборот, планируется действительно серьезный шаг в изменении принципов отбывания наказания. Дело в том, что ни в следственных изоляторах, ни в тюрьмах граждане, получившие первый срок, не будут встречаться и общаться с теми, кто сидит неоднократно, и проходить «криминальную школу» у опытных «педагогов». У каждой из этих групп людей будет своя среда. А ведь это очень важно – бывалые и, откровенно говоря, не всегда соблюдающие режим осужденные будут содержаться отдельно, не смогут влиять на «новичков» и командовать основной массой контингента тюрьмы. Если вы помните, нечто подобное попытке совершения «переворота» не так давно имело место в 11й колонии, расположенной в Михайловске. Группе так называемых «авторитетов», получивших большие сроки и по серьезным статьям УК РФ (к примеру, за похищение людей), не нравилось выполнять требования, предусмотренные законодательством. Ну и в результате акция неподчинения, в которой приняли участие попавшие под их влияние другие осужденные.
Нельзя сказать, что существующие сейчас колонии не выполняют возложенные на них задачи, продолжает свою мысль начальник УФСИН по СК, ведь с главнойто функцией – изоляцией преступников от общества – они справляются. Да и «новичков» согласно действующему законодательству содержат в локальном участке отдельно от матерых рецидивистов. Но в участке этом бывает до 400 человек! И уж при подобном количестве, конечно, найдется неформальный лидер (возможно, даже и не один) из категории несогласных с внутренним распорядком исправительного учреждения. В тюрьмах же ситуация совершенно другая: там и режим жестче, и спрос с осужденных иной.
Намеченное реформирование направлено и на уменьшение числа «сидельцев» (сегодня в России оно просто огромно – почти миллион человек). В тюремные камеры, которым еще предстоит быть построенными, наверняка не попадут те, кто совершит незначительные преступления. Но понастоящему действенными перемены окажутся тогда, считает Ф. Кренслер, когда с преступностью будут бороться не только правоохранительные, но и властные органы, взаимодействуя друг с другом. Пока, к сожалению, получается подругому. Нередко человек, вышедший на свободу и получивший за решеткой несколько востребованных сейчас на рынке труда профессий, не может устроиться на работу. Понятно, экономический кризис и все такое. Но проблему в какойто мере решали бы специальные реабилитационные центры для бывших осужденных, создание коих неоднократно предлагалось начальником УФСИН. Однако в отличие от некоторых других регионов страны, где такие центры вовсю работают, на Ставрополье пока идея не нашла поддержки и понимания. Хотя в колониях на территории края сидят в основном его жители.
Как бы то ни было, но изменения всетаки начались – в сентябре на научнопрактической конференции Минюста и ФСИН России выработан план мероприятий по реформированию уголовноисполнительной системы. Теперь – дело за его реализацией.
13 октября 2009 года