Рядом с дедом–художником
По словам директора музея Антонины Никоновой, для большинства из них такая атмосфера вполне привычна. Но был в зале человек, для которого это, можно сказать, премьера, главное событие в жизни за последние лет тридцать. Это Алексей Сурченко (на снимке) из поселка Прикалаусского.
Художником–передвижником был еще его дед Павел Осокин – крепкий мужик, с окладистой бородой и мощным басом. Леше годков пять–шесть было, когда он за дедовой работой потихоньку наблюдал, а все же запомнил, как по–особенному, благоговейно относился тот к холсту и краскам.
Отец тоже по художественной части пошел, вся Шпаковка заказывала ему ковры с оленями и лебедями. По великому блату доставал он клеенку, грунтовал ее с изнанки и потом – творил. Так легко и красиво все это выглядело со стороны, что однажды Леша нашел в сундуке материнский платок, натянул его на раму от окна, достал отцовские тюбики с краской … В общем, получил он от родителей двойное наказание. Но охота к рисованию все равно не прошла, и в 16 лет он уже работал в с. Шпаковском художником–оформителем.
Потом повезло десяткам его сослуживцев, которые вместо фотокарточек высылали домой в письмах нарисованные портреты. А еще на службе в основном писал он плакаты да профиль Ленина. Армейское начальство живописца уважало – все прочили ему карьеру художника, но после срочной случилась в его жизни великая любовь, в результате которой один за другим появились на свет пятеро ребятишек И об учебе пришлось забыть, хотя для себя он все равно продолжал писать.
Был знаком с известным нашим художником Павлом Гречишкиным, многому научился у него. В 70–х годах по его совету даже «выставлялся» в Ставрополе, и успех так окрылил Алексея Сурченко, что он с ходу поступил в Московский заочный народный университет искусств. В общем, хоть и с отсрочкой, но мечта все же сбылась.
Всю свою жизнь проработал он в поселке Прикалаусском, в местном совхозе, сейчас и совхоза уж в природе не существует, зато чуть не в каждом сельском доме его картины. Ныне Алексей Степанович помогает стать на ноги детям и внукам, но по выходным берет мольберт и отправляется на пленэр. Он, словно дед–передвижник, пишет реалистические картины из непростой сегодняшней жизни. Продаст картину, деньги получит – и в Ставрополь, за красками.
Если иные жены не знают, как удержать своих благоверных от депрессий, то у Раисы Сурченко рецепт проверенный – надо срочно дарить мужу холст и краски. Он и сам признается, что кисть лечит его душу, помогает удержать жизненный стержень.
На выставке в Светлоградском музее Алексей Степанович познакомился с коллегами по цеху: Валентином Тарасовым из села Константиновского, Мариной Черниговской из Шведино, заслуженным работником культуры РФ Анатолием Кривенко из Светлограда. Кстати, Анатолий Филиппович когда–то основал детскую художественную школу в городе – было это ровно 36 лет назад – и все это время является ее руководителем. На выставке он в очередной раз приятно удивил горожан – не только новыми работами, но и щедрым подарком, передав району свои картины: «Соленое озеро» и «Скошенное поле».
– Сколько талантливых людей в нашем районе, – говорит А. Кривенко. – Много прекрасных холстов ими написано, да вот беда – мало кто видит эти работы, потому что находятся они в частных коллекциях. Хорошо было бы иметь нам в городе специальный выставочный зал, где каждый мог бы приобщиться к прекрасному.
Он прав: одна–единственная выставка подвигла когда–то многодетного отца Алексея Сурченко на поступление в университет, а сколько пользы могла бы она принести сегодняшней молодежи, страдающей от того, что жизнь часто скучна, бессмысленна и видится им в серых тонах. В общем, идея собственного зала понравилась всем – и зрителям, и мастерам кисти, и внукам Алексея Сурченко, которые с такой гордостью смотрели на деда во время презентации картин в музее.