00:00, 2 октября 2009 года

Литературное кидалово

Но этот путь не самый легкий, если автор пытается хоть как–то продвинуться, желает быть замеченным не только в кругу друзей и виртуальных знакомых, таких же, как и он сам, авторов литературных сайтов. Хотя и такой опыт литературного общения не бывает лишним. Читая других авторов, правишь и кроишь, режешь и сшиваешь свои произведения, каким–то образом улучшаешь их. И все же это далеко не то, что нужно человеку пишущему, ищущему свою литературную нишу.

Очень быстро на подобных форумах сколачиваются группки, отрицающие другие подобные объединения, признающие только творчество единомышленников. Одним словом, в такой трясине можно погрязнуть надолго, если не навсегда. Ведь как уютно! Тебя читают, хвалят все, что бы ты ни написал, в графоманстве никто не обвиняет, а если забредет критик из другого «тейпа», так на защиту стеной встают друзья. Глядишь, уже и сам начинаешь критиковать авторов из окружающих кланов, забывая о том, что «звезда»–то ты только на малюсеньком кусочке небосклона местного уровня.

Есть и другие литпорталы, где существуют редколлегии и принимают новых авторов только после прочтения их работ. Там все намного серьезнее. Зачастую попадаются люди, печатающиеся в солидных журналах, имеющие изданные книги. Вот здесь уже можно получить более квалифицированную помощь, если на твое творчество обратят внимание критики или более–менее серьезные писатели. В общем, стоит сразу обратить на себя внимание, сделав заявку сильным рассказом, очерком или миниатюрой. Заинтересуешь людей – придут читать и потом.

Нельзя отрицать и того, что на любом портале могут появиться люди, ищущие новых авторов в различных жанрах для издательств и создания киносценариев. Перелопачивается огромный пласт интернет–ресурсов, выискиваются самородки, заключаются договоры, книги и фильмы поставляются потребителю.

Но если молодые авторы рассчитывают на баснословные гонорары от этого вида деятельности, спешу их огорчить. На начальном этапе самый большой гонорар может составить два–три десятка тысяч рублей. И это в лучшем случае. Обычно издатели ведут разговор о пяти, а то и меньше. При этом объем произведения должен быть не менее 10–12 авторских листов. К слову, один такой лист равен 40000 знаков с пробелами!

Тоже палка о двух концах. Вроде бы и продешевить не хочется: может быть, работа стоит все сто. А с другой стороны – уйдет издатель, и неизвестно, появится ли когда еще. Тут крепко подумать надо. Если уж какое–нибудь солидное и известное издательство обратилось, то лучше синица в руках, несколько тысячный тираж книги разойдется по всей России. Не слава, конечно, но еще один важный шаг в большую литературу.

Возможен и другой путь. Найти спонсоров или вложить свои кровные в издание книги, получить готовый тираж в типографии и наслаждаться собственной значимостью. Только куда вы денете книги? Ну, раздадите родным и близким, подарите друзьям и знакомым. Дальше что? Заключите договор с книготорговыми организациями? Нереально. Отдадите книги в магазины под реализацию? Вряд ли возьмут. От силы один – два экземпляра. И вот почему.

Что нужно издательствам, на что в первую очередь обращают внимание их агенты, рыщущие на просторах библиорынка? Безусловно, в первую очередь и в основном то, что быстро продается. Примерно так выглядит список приоритетов:

 Любовные романы и эротика.

 Приключения милиционеров и бандитов.

 Боевики и триллеры.

 Фэнтези и фантастика.

 Военная и патриотическая проза.

 Классика.

Если книги из трех первых пунктов, как правило, переиздаются и приносят дополнительный доход автору, то вот с последними сложнее. Непопулярные жанры, что тут поделаешь! Да и все еще не классики.

Так что есть над чем задуматься. Либо писать о том, к чему душа лежит, либо работать на потребу публике. Выбор налицо.

В последнее время «помощь» начинающим авторам все еще предлагают частные издательства. Дело, не спорю, благое. Но есть и пострадавшие от такой помощи. В своем письме в редакцию один из начинающих ставропольских писателей пишет: «Тяжела писательская доля неиздающегося автора! Честолюбию нет выброса. Далекая звезда славы так манит, так манит! А еще гвоздь этот в голове торчит: высказаться! Донести до других, что знаешь сам, рассказать то, чем душа мается… Получила предложение от частного издательства «Эпилог». Заплатила требуемую сумму. В итоге имею на руках два экземпляра журнальчика, отпечатанного на плохонькой бумаге, хоть и в цвете. Никаких исходных данных редакции на брошюрке нет. Ни слова о тираже. НИЧЕГО… Выходит, меня обманули?»

Увы, именно обманули!

Итак, какая же методика у «помощников»? Сначала забрасывается по электронному адресу письмо примерно такого содержания: «Уважаемый автор, редакция газеты (журнала, книгоиздательства) ознакомилась с Вашими произведениями… хотелось бы сотрудничать с таким замечательным писателем, как Вы…». Наживка заброшена. Автор в смятении, голова горит, сердце бьется учащенно, то в жар, то в холод бросает. Сбивчиво отвечает человек «благодетелям», спрашивает, что же именно потрясло в его творчестве.

В ответ приходит второе письмо. Автор в нетерпении читает, не находит ответа на свой вопрос, однако не обращает на это особого внимания, лихорадочно пробегает волнующие своей перспективой строки: «Приглашаем Вас принять участие в литературном сборнике (проекте), с помощью которого мы представляем интересы талантливых авторов в ведущих издательствах России (Украины, Белоруссии, Израиля да хоть Маршалловых островов).

Выпускаемая нами продукция, – говорится обычно далее, – включает в себя наиболее интересные произведения различных жанров. Состав формируется по согласованию с авторами представляемых произведений. После выхода издания тираж, за исключением авторских экземпляров, рассылается (следует список престижных издательств России, ближнего и дальнего зарубежья).

И – финал: ваши работы могут быть оценены по достоинству упомянутыми организациями и их представители свяжутся с Вами для дальнейшего сотрудничества с предоставлением авторского гонорара». Ну вот, крючочек–то с наживочкой почти заглочены!

Впереди видятся необременительная слава и походы к банкомату. Конечно, что тут раздумывать! Уже успокоившись, новый Тургенев или какая–нибудь Маринина отвечает согласием чудакам, готовым заниматься подобным покровительством ему – талантливому.

Приходит следующее письмо, как и предыдущее, полностью игнорирующее вопросы автора, содержащее некоторые дополнения к предложению, якобы забытые нерадивым исполнителем в предыдущем послании.

«В электронном виде Вы высылаете нам заархивированные произведения или их лучшие фрагменты, которые хотели бы видеть напечатанными. Укажите свое настоящее ФИО и город, страну проживания…».

Вот на этом этапе жертва может призадуматься, как, мол, так, я – такой великий писатель, мои произведения нравятся, а они фамилию спрашивают. Но, поразмыслив, сам себя успокаивает. Мало ли, может быть, я под псевдонимом пишу.

«После их экспертной оценки мы определяем точный объем текста, идущего в печать, и размер взноса».

Вот он, момент истины! Какого–такого взноса?

Обыкновенного. Денежного! Новые условия жизни, оказывается, диктуют современные отношения между автором и редакцией. Теперь не вам выплачивают гонорар, а с вас берут деньги за то, чтобы напечатать.

В этот момент добыча либо соскакивает с крючка, выплюнув лакомый кусок, либо идет дальше, последовательно попадая со снасти на кукан.

Думает бедолага, черт с ними, с деньгами! Кстати, расценки колеблются от 3 до 10 евро за одну страницу напечатанного текста. Зато, мол, вон, во сколько издательств сразу попадут мои творения, не могут там мимо себя пропустить ТАКОЕ!

Последним этапом этого процесса является подписание договора с «благодетелями».

Дальше? А ничего. Ну в том смысле, что кроме двух экземпляров газеты (журнала или книги) автор не получит. Договор соблюден.

Как правило, подобные издания выходят небольшими тиражами. Что–то отправляется авторам, что–то по возможности реализуется на вокзалах или рынках, остальное выбрасывается. Деньги заработаны, чего еще?

Автор может ждать до седых волос, когда к нему обратятся издательства из того самого заветного списка, полученного в «волшебном» письме. На возмущенный вопрос лохотронщики вполне уверенно и спокойно ответят:

– Извините! Значит, не понравились Ваши произведения. Дерзайте! Авось…

Что ж, потеря вложенных в «проект» денег штука болезненная, ощутимая, неприятная, но все–таки пережить это можно. Начинающий автор вряд ли создаст произведение масштаба «Войны и мира».

В деятельности лохотронщиков есть другая сторона, более страшная, хоть на первый взгляд едва заметная.

После обмана и крушения радужных надежд молодой прозаик (поэт) может и не пойти на следующую попытку донести свои творения до публики. А кто сказал, что он бесталанен, что его произведения плохи? Вот и хоронятся наряду с бездарными графоманскими опусами перспективные литераторы.

При вечном дефиците воистину талантливых прозаиков и поэтов, лириков и сатириков лохотрон убивает в творческих душах будущих Львов Толстых, Николаев Рубцовых, Викентиев Вересаевых и т.д.

Поманить к далекой, заветной звезде, подставить подножку и слить в помойку будущее российской литературы, нажившись на пару тысяч евро, вот в чем преступление литературного лохотрона.

«Вы пишите, вам зачтется»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2009 года