00:00, 26 сентября 2009 года

Ставропольскому телевидению исполняется 50 лет

Сегодня в музее студии телевидения хранится текст первой передачи, которая вышла в эфир 19 сентября 1959 года в 19 часов. «Добрый вечер, товарищи, начинаем нашу передачу», ­ произнесла диктор Людмила Алюшина. У нее строгая прическа и сдержанный эфирный костюм. Она первая. А потому на лице лишь намек на улыбку. Полная собранность и концентрация. Давать старт творческим программам студии ­ дело ответственное.

Тогда, полвека назад, программы, выходящие в эфир, делались вообще без кинопленки. В павильон приглашались гости, а разнообразие изображения достигалось благодаря фотографиям. В штате молодой студии были тогда фотографы. Это их снимки создавали динамику и образность готовящихся к эфиру программ. Ученические бригады, лучшие хозяйства края, знаменитые гости ­ программы студии рассказывали о жизни края, знакомили ставропольцев с новостями, открывали для них неизвестные страницы истории региона.

Работали только в прямом эфире, без привычных сегодняшним телевизионщикам суфлеров. И мечтали о новых технических возможностях ­ о кинопленке, благодаря которой можно сделать программу еще интересней, о кинокамерах для операторов. Все они были первыми. Им не у кого и не на чем было учиться. И они сами создавали свою телевизионную моду.

Что же касается первого эфира, то этот день стал поистине историческим. На пульте собрались практически все сотрудники. С замиранием сердца следили они за тем, как Л. Алюшина беседует со своими гостями, строителями телецентра, как задает вопросы школьникам, тоже принимавшим участие в этой программе. И вот время подходит к концу. Диктор знакомит зрителей с программой на следующий день, объявляет, что в первый эфирный день их еще ждет концерт и кинокомедия «Неподдающиеся». Секундная тишина, а потом она взрывается. Голосами, смехом, аплодисментами и поздравлениями. Это успех. Это праздник. Это начало вещания их телевидения.

Счастливые, улыбающиеся и молодые, они поздравляли друг друга с удачной премьерой. Ведь это благодаря их работе на весь край прозвучали слова «в эфире Пятигорск».

Что же касается первого диктора студии Л. Алюшиной, то история, которая произошла в ее жизни после первого эфира, вполне достойна кинематографа. Поклонник, влюбившийся в экранный образ, сумел добиться встречи с Людмилой и буквально сразу сделал ей предложение. Девушка согласилась, и после свадьбы уехала с мужем­моряком к месту его службы. Студии, работавшей всего месяц, срочно был нужен новый диктор. И она появилась. Точнее, появились они. Новые лица, новые звезды краевого эфира.

Старинные казачьи хатки станицы Невинномысской... Кажется, прямо на них нож мощного бульдозера нагребает целую гору срытого грунта... И вдруг камера, панорамируя, поднимается вверх, показывая за земляным валом многоэтажные громады домов, высящиеся тут же, на берегу Кубани... Этими кадрами начинался фильм Пятигорской студии телевидения «Невинномысский гигант», рассказывающий о строительстве азотно­тукового завода.

Пожалуй, образ, удачно найденный режиссером Владимиром Правдиным, мог символизировать собой происходящее не только в Невинномысске, но и повсюду на Ставрополье, для которого 60­е годы были временем больших перемен. Все они сполна находили отражение на голубом экране краевого телевидения, начавшего свои передачи 50 лет назад.

60­е годы были временем активного развития мелиорации, строилась вторая очередь Кубань­Егорлыкской оросительно­обводнительной системы, охватившей северо­запад края. На востоке прокладывались голубые дороги, несущие в полупустынную Ногайскую степь воду Терско­Кумского канала. Начались работы по сооружению Кубань­Калаусского канала, впоследствии названного Большим Ставропольским. Всемирную известность получило ставропольское овцеводство. Неутомимо разъезжая по районам края, журналисты В. Рябцев, Л. Кожухов и другие отыскивали интересный опыт механизаторов и животноводов, приметы нового в жизни села.

В те же годы Ставрополье переживало подлинную промышленную революцию, превращаясь из сугубо сельскохозяйственного края в аграрно­индустриальный регион. В Ставрополе быстрыми темпами строились крупные предприятия ­ заводы автоприцепов, химреактивов и люминофоров, «Электроавтоматика». В Черкесске готовились к пуску заводы низковольтной аппаратуры и резинотехнических изделий. В Пятигорске создавалась промышленная зона на Скачках. Далеко за пределами края было известно о сооружении крупнейшего на Северном Кавказе Невинномысского азотно­тукового завода (впоследствии ­ производственное объединение «Азот») ­ первого в стране предприятия, где сырьем служил природный газ. Его запасы были найдены в различных районах края. Благодаря этому началась масштабная газификация населенных пунктов. Радовали своими успехами и нефтяники Ставрополья ­ в 1964 году они добыли четыре миллиона тонн нефти.

Пятигорское телевидение чутко фиксировало эти радостные перемены в передачах «Ставрополье ­ край промышленный», «К новым рубежам», «Разведчики будущего», «Химия ­ ударный фронт», «Телевизионный клуб новаторов». Их готовили журналисты Б. Тихонравов, В. Логвинов, режиссеры А. Григорьев, В. Правдин. Положительные зрительские отклики неизменно вызывала цикловая передача «Есть такие города на свете, есть такие люди на земле», рассказывавшая о том, как меняют свой облик города края ­ как старые, так и новые, преобразованные из сел.

С 1965 года в Ставрополе начал действовать корреспондентский пункт Пятигорской студии, где в разные годы работали журналисты А. Козунов, Е. Останкович, В. Лукьянов, кинооператоры Г. Григорьев, А. Воеводенко, Г. Гаврилов. Они регулярно готовили программу «В объективе Ставрополь» и передачи, рассказывавшие обо всем интересном и важном, что происходило в краевой столице.

Журналисты редакции новостей постоянно держали руку на пульсе краевой жизни. Кроме ежедневных выпусков новостей, называвшихся то «Телевизионной хроникой», то «Телеизвестиями», они готовили еженедельную программу «Боевой экран», которую в 1963 году сменила другая ­ «С кинокамерой по Ставрополью».

Со своих позиций освещали жизнь края работники молодежной редакции Е. Долгая, В. Хачиков, В. Попов, Б. Истомин, А. Лавринов. В передачах и тележурналах «Ровесник», «Телевизионный клуб молодежи», «Собеседник», «Экран ­ молодежи» телезрители видели, как трудятся их сверстники, как учатся, отдыхают, занимаются спортом.

А. Попутько, ставший в конце 60­х годов директором студии телевидения, считал важнейшей задачей воспевание человека­труженика. Для этого он старался использовать все возможности телевидения. Хотя иной раз приходилось жертвовать формой ради содержания. Например, появилась в Пятигорской студии передача «Краевой телевизионный экран почета», куда по решению бюро крайкома КПСС и крайисполкома заносились имена передовиков социалистического соревнования. Передачи эти делались так: на фоне трепещущего красного знамени (сзади работал вентилятор), под бравурную музыку одна за другой появлялись фотографии передовиков, диктор зачитывал их анкетные данные...

Но, конечно, не только «Экран почета» отражал трудовую жизнь края... Самое пристальное внимание уделялось достижениям хлеборобов, особенно в период уборки. Задолго до начала жатвы создавался штаб по ее освещению, комплектовались съемочные группы, объявлялся конкурс на лучший материал об уборке. С ее началом все другие темы и проблемы отступали на второй план: экран заполняли поля, комбайны, лица механизаторов и зерно, зерно, зерно...

Заканчивалась жатва ­ появлялись на экране другие отрасли. Названия передач не отличались особым разнообразием. Главным было ­ выразить в них трудовой энтузиазм: «Хозяева земли», «Друзья­союзники», «Хлеб идет», «Мастер золотого руна», «Всегда в поиске», «Смысл его жизни», «Слава вам, хлеборобы», «Верны земле», «Будущее начинается сегодня», «Животноводство ­ ударный фронт», «Дочь рабочего класса», «Трудовая победа строителей», «Эстафета Октября» и десятки подобных.

­ На карте Ставропольского края нет, пожалуй, такого уголка, где бы не побывали творческие бригады телевизионщиков, ­ вспоминает журналист Лариса Прозорова. ­ Мы знали по имени­отчеству не только районных и городских руководителей, но и многих передовиков труда. И всюду были желанными гостями.

Героями передач были и люди, хорошо известные в крае, и рядовые, неприметные. Нередко случалось, что благодаря телевидению их трудовые успехи становились широко известны, отмечались правительственными наградами. Это давало повод сотрудникам телевидения гордиться тем, что они если и не «делают героев», то все же в какой­то мере причастны к возвеличиванию людей труда.

Одним из ярких примеров тому стала масштабная передача, одна из самых заметных в ту пору ­ «Спасибо вам, люди», которая появилась по инициативе А. Попутько. Позднее Андрей Лаврентьевич вспоминал: «Предыстория передачи такова. Тогда, в 1973 году, очень популярен был цикл Центрального телевидения «От всей души». Творческая группа Пятигорской телестудии решила ввести у себя подобную... Журналист Леонид Кожухов предложил и объект для первой передачи ­ станицу Суворовскую, где проживают несколько десятков семей Жуковых, Леоновых и других. Решено было рассказать о судьбе этих трудовых династий».

Леонид Кожухов был известен как величайший знаток сельского хозяйства. Не было в крае даже малого хутора или хозяйства, где бы он не побывал. Знал он отлично и станицу Суворовскую, но объем материала был столь велик, что пришлось подключать к подготовке передачи журналиста Виктора Попова. Выехав в Москву, он пригласил на передачу прославленного полководца, маршала Советского Союза Г. Жукова, народного художника СССР Н. Жукова, космонавта А. Леонова. Их непосредственное или косвенное участие в телевизионном действии сделало его ярким и увлекательным. «Нельзя было оторваться от телеэкранов на протяжении всей полуторачасовой передачи ­ так захватывающе, волнующе было все, что нам посчастливилось увидеть и узнать», ­ писала газета «Кавказская здравница» в своей рецензии. Высокую оценку дала ей и «Ставропольская правда». А вот еще отзыв прессы: «Значительность человеческих судеб, с которыми знакомит нас телевидение, ­ вот что определяет, в конечном счете, зрительский интерес» ­ это уже о второй передаче цикла «Спасибо вам, люди», посвященной труженикам локомотивного депо станции Минеральные Воды. Телезрители познакомились с семьями Дедушкиных, Шевченко, Авдеевых, а через них ­ с большим и дружным коллективом железнодорожников и его богатой событиями историей. Передачу, которую вела диктор Клара Булгакова, подготовили журналисты Борис Тихонравов и Владимир Логвинов, а выдали в эфир режиссеры Юрий Гаврилов и Юрий Рахманинов.

Может быть, сегодня передачи эти могли бы показаться наивными и даже примитивными, но в ту пору это было достижением телевизионного мастерства.

Вадим Хачиков.

Заслуженный работник культуры РФ, ветеран краевого телевидения.

Вадим ХАЧИКОВ
««Добрый вечер, товарищи...»»
Газета «Ставропольская правда»
26 сентября 2009 года