Слушания по проекту закона о бюджете края на 2010 год прошли в Ставрополе
Предваряя основной доклад, первый зампред правительства СК В. Шаповалов пояснил, что кризисные условия потребовали заметного сокращения ряда расходных статей. Только таким образом Ставрополье сможет в полном объеме выполнить все социальные обязательства, которых в грядущем году ощутимо прибавится.
Итак, бюджет2010, как уже писала «СП», будет сбалансированным: получить в казну, а после соответственно и потратить планируется чуть более 49 с половиной миллиардов рублей. От дефицита краевой минфин на этот раз решил отказаться. Поскольку еще не погашен долг по займам для покрытия «бюджетного минуса» этого года, рискованно брать новый кредит. И не только потому, что пока неясно, когда край сможет рассчитаться по долгам. В немалую копеечку обойдется и само обслуживание кредита.
Что касается прогнозных поступлений в казну, то финансисты на данном этапе предполагают, что собственные доходы края (прежде всего налоги) в следующем году несколько подрастут. Но есть серьезные опасения, что будут сокращены федеральные дотации региону, составляющие существенную часть бюджета. Точной информации о намерениях государства по этому вопросу еще нет. Однако, как прозвучало вчера на слушаниях, очень велика вероятность того, что Ставрополье не попадет в список особо пострадавших от кризиса и нуждающихся субъектов.
Между тем общую бюджетную картину в регионе усугубляет и то, что в 2010 году уменьшатся число и объем государственных субсидий. Расходы, которые до этого оплачивались из федерального «кошелька», подчеркнула первый замминистра финансов Л. Калинченко, будут попросту переданы краю. К примеру, отныне регион самостоятельно будет искать средства на компенсацию расходов по выплате льгот некоторым категориям граждан (лишь на это Ставрополье получало более 420 млн. рублей). А фонд социального страхования больше не будет оплачивать оздоровительные кампании детей и т.д. В общей сложности край недополучит 1,1 млрд. рублей.
Помимо «социалки», в несколько урезанном виде в бюджете остались и другие акценты по расходным статьям. Так, Ставрополье намерено по максимуму участвовать в федеральных программах, предполагающих софинансирование. Это в первую очередь аграрный сектор, на нужды которого можно привлечь около трех миллиардов рублей, и жилищнокоммунальное хозяйство. Программы по реформе ЖКХ могут принести в копилку края около двух миллиардов. Кроме того, в качестве антикризисных мер решено сохранить финансовую поддержку в виде субсидий сельскому хозяйству, малому бизнесу и инвестиционным проектам.
В ходе обсуждения поступил ряд замечаний и предложений по возможному совершенствованию законопроекта. Так, по мнению декана экономического факультета СГУ П. Акинина, приглашенного в качестве эксперта, краевой минфин использовал не все возможные меры, которые позволили бы снизить бюджетную напряженность. В частности, отсутствует в законопроекте программа государственных гарантий: она не требует дополнительных трат из казны, но в той или иной мере стимулирует инвестиционную деятельность. И пока еще есть время для ее разработки и включения в план на следующий год. Помимо этого, П. Акинин отметил недостаточное, на его взгляд, сокращение расходов на содержание аппарата управления всех уровней: семипроцентное сжатие объема этих трат не повлияло на общий расклад доходов и расходов.
Муниципалы же выступали, как и ожидалось, в основном с предложениями по корректировке межбюджетных отношений. Предлагаемые минфином изменения в этой сфере их не особо радуют. Как прозвучало, даже с дополнительными нормативами по единому сельскохозяйственному и транспортному налогам нищие муниципалитеты с небольшой налогооблагаемой базой таковыми и останутся, лишившись некоторых дотаций... Как озвученные, так и поступившие в записках замечания от участников публичных слушаний взяты финансистами «на карандаш», в ближайшее время они будут проанализированы и, возможно, учтены при последних корректировках главного документа.
18 сентября 2009 года