Новый многополярный мир. Распад глобальной экономики
Часть вторая
Распад глобальной экономики
Термин глобализация появился в экономическом лексиконе только в 1994 году, так как он обозначал совершенно новый тип интеграции, который стал возможным лишь после окончания «холодной войны» и распада советской социалистической системы. Интеграция мировой экономики как явление возникла очень давно, с началом международной торговли в регионе Средиземного моря, а затем и в форме «шелкового пути» между Китаем и Римской империей. Киевская Русь также сформировалась как государство благодаря торговле между прибалтийскими народами и Византийской империей. Создание европейских колониальных империй нарушило историческую интеграцию экономик. Внутри каждой из таких империй (Британской, Французской, Бельгийской, Португальской и других) возникал замкнутый оборот сырьевыми и промышленными товарами. Между империями часто развивались конфликтные политические и экономические отношения и борьба за источники сырья и рынки сбыта. В XX веке эти противоречия и конфликты привели к двум мировым войнам.
В период между Первой и Второй мировыми войнами Советский Союз существовал изолированно, мало влияя на мировую экономику. Однако после 1945 года возникновение в Европе группы социалистических государств привело к появлению двухполярного мира и началу «холодной войны». В последующие 40 лет между капиталистическими странами Запада и социалистическими экономиками СССР, Восточной Европы и КНР не было серьезного экономического взаимодействия. Периодические кризисы, возникавшие на Западе, включая те, что были связаны с резкими повышениями мировых цен на нефть, не распространялись за «железный занавес». Энергетические кризисы, затронувшие лишь капиталистические страны, были мощным стимулом развития энергосберегающих технологий во всех отраслях промышленности и миниатюризации электроники. В социалистическом мире этот технологический прогресс почти не происходил. На каждую единицу продукции здесь потреблялось значительно больше энергии.
Эта двухполярная и конфронтационная система мировой экономики начала меняться в 1989 году и полностью исчезла в 1991м вместе с Советским Союзом. Рыночная экономика приобрела глобальный характер, так как Китай к этому времени в результате ликвидации коммун в сельском хозяйстве и воссоединения с Гонконгом стал государством со смешанной экономикой и с особыми экономическими зонами, в которых было легализовано частное предпринимательство. Китай все еще относился к группе бедных развивающихся стран. Общий ВВП Китая, по данным статистики ООН, составлял в 1993 году 581 млрд. долларов, или $490 на человека. Рабочие в разных отраслях промышленности получали очень низкие зарплаты, в среднем 750 юаней ( $100 ) в месяц. А в США в том же году ВВП на каждого человека составлял $25850. Американский рабочий получал в 3050 раз большую зарплату, чем его китайский коллега.
В 1993 году мировые цены на нефть, поднявшиеся в связи с войной по освобождению Кувейта, снова стали снижаться, приближаясь к историческому минимуму в $12 за баррель. При отсутствии в мире серьезных конфликтов, универсальности рыночной экономики и гарантиях свободной торговли, обеспеченных Всемирной торговой организацией (ВТО), началось стихийное перемещение множества производственных предприятий из стран с высокой и постоянно растущей стоимостью рабочей силы в страны со стабильно низкой оплатой достаточно квалифицированного труда, прежде всего в Китай и в Индию. Владельцы корпораций по производству одежды, обуви, игрушек, мебели, телевизоров, компьютеров и множества других товаров смогли в этом случае снизить стоимость изделий более чем наполовину и увеличить собственные прибыли на 4050% прежде всего за счет увеличения объемов продаж и отсутствия социальных обязательств перед рабочими. Персональные компьютеры стали относительно общедоступными благодаря переносу их производства в Китай. Дешевая нефть сделала транспортные расходы на большие расстояния исключительно низкими. Даже бумажные отходы в Великобритании и США прессовали и отправляли по морю в Китай. Оттуда, уже в форме картонных упаковок для тех же компьютеров или телевизоров, они возвращались в Европу или в Америку, чтобы затем повторить тот же цикл. За десять последующих лет объем мировой торговли увеличился в два раза. В итоге к 2005 году ВВП Китая вырос до 2,3 трлн. долларов и составил $1740 на каждого человека.
Рост мировой экономики закономерно привел к увеличению объемов потребления жидкого топлива, прежде всего для нужд транспорта. Парк машин быстро рос, особенно в Азии. Китай, производивший лишь 100000 легковых автомобилей в 1991 году, выпускал 2,3 млн. машин в 2004 году и 8,8 млн. в 2007м, заняв третье место в мире после США и Японии. Крупным производителем автомобилей стала и Индия, обогнав в 2007 году Россию. Основные экспортеры нефти страны ОПЕК, Россия, Канада, Мексика и др. увеличивали внутреннее потребление жидкого топлива, сокращая экспорт. В 2004 году во всем мире производилось 86 млн. баррелей нефти в день, или 31,4 млрд. баррелей в год, и более половины этой нефти использовалось транспортом.
Спрос на нефть в мире продолжал расти, тогда как предложение сокращалось. Соответственно росли цены. Период дешевой нефти продолжался лишь до 2000 года. В 2005 году мировые цены поднялись до $60 за баррель и продолжали расти. Предсказания рецессии в индустриально развитых странах стали звучать все чаще и чаще.
Первые признаки кризиса появились в начале 2007 года, но на них тогда не обратили внимания, так как они накапливались постепенно. Политики и экономисты ожидают кризис как результат какогото острого международного конфликта. Войны, начатые в Ираке и Афганистане, не сопровождались внезапными скачками цен на нефть. Военные действия в Ираке не повредили ни одной нефтяной скважины. В 20052006 годах интенсивно развивалось производство биотоплива и ветровой энергии для улучшения общего энергетического баланса в Европе и США.
Одним из первых признаков наступающего кризиса было сокращение импорта стали из Китая в США. По производству стали Китай вышел на первое место в мире уже в 1998 году. Китайская сталь была дешевле американской, и это оправдывало импорт. При мировых ценах на сталь, упавших в начале 2006 года до $393 за тонну, сталь оказывалась дешевле сырой нефти и жидкого топлива, которое поглощал морской транспорт. И увеличение производства стали непосредственно в США снова стало рентабельным. Рост транспортных расходов сокращал также импорт из Китая игрушек и мебели и всех других товаров с большим весом или объемом, но с низкой удельной стоимостью. В свою очередь Китай прекратил покупать в США и в Европе бумажные отходы. Индия и Китай резко сократили покупку в Европе дешевого металлолома. Сократились и контейнерные перевозки через океан, так как в течение 2007 года цены морской транспортировки выросли в два раза. При мировых ценах на нефть, приблизившихся к $100 за баррель, производственные технологии, при которых детали изделий для конечной сборки прибывают из всех континентов по морю, по суше и по воздуху, теряли свои преимущества. Кроме того, повышение цен на бензин и дизельное топливо сокращало мировой «автопробег».
Либеральное кредитование, которое было развернуто особенно широко в 20062007 годах, безусловно, позволяло экономикам Запада приспосабливаться к повышению цен на энергию. В очень многих крупных, но бедных странах (Китай, Индия, Индонезия и др.) цены на жидкое топливо искусственно снижаются государственными субсидиями. В этом случае рост затрат на энергию увеличивает дефициты национальных бюджетов. Все эти процессы не могут продолжаться очень долго. Кредитами и субсидиями можно было лишь выиграть время для решения какихто политических или военных проблем.
Рост транспортных расходов на слишком дальние перевозки сокращал прибыли от глобализации. Другим фактором уменьшения прибылей было увеличение стоимости рабочей силы в Китае и в Индии, неизбежно сопровождавшее экономическое развитие этих стран, урбанизацию и рост среднего класса. Закон уменьшающихся прибылей работал теперь против глобализации. В индустриально развитых странах очень быстро росли государственные долги. Кредитный паралич и разорения банков, с которых принято датировать начало кризиса, были лишь острой фазой уже протекавшей болезни.
Сейчас доказано, что спад в американской экономике начался в конце 2007 года. В июле 2008 мировые цены на нефть достигли рекорда в $147 за баррель. По этой цене мировая торговля нефтью и продуктами ее переработки исчисляется триллионами долларов. Импортноэкспортные потоки стали сокращаться изза падения потребительского спроса, связанного с отсутствием кредитов, и частично изза высоких цен на топливо. Та же двойная причина привела к тому, что из всех отраслей промышленности в наибольшей степени пострадала от кризиса автомобильная.
Несмотря на то, что мировые цены на нефть стали быстро падать с сентября 2008 года и снизились до $40 в ноябре, объемы мировой торговли не восстановились. Острая фаза финансового кризиса не совпадала по времени с кризисом в мировой торговле отчасти потому, что Китай субсидировал американские банки, скупая их долги. В 2008 году Китай, помимо рекордного ликвидного валютного резерва, стал также крупнейшим держателем долговых расписок американского казначейства.
Разнообразные меры, проводимые в разных странах для стимуляции экономики, имеют, как правило, протекционистский характер, противоречащий правилам ВТО. В США пакет финансовой стимуляции, включающий эмиссию триллионов долларов, привязан к рекомендации «покупайте американское». В Европе появился призыв «покупайте европейское» и протесты профсоюзов в связи с использованием компаниями иностранных рабочих. В Китае же значительная часть финансовых резервов направляется на крупные инфраструктурные проекты, строительство скоростных железных дорог и на увеличение покупательной способности населения. Для Китая очень важно сократить импорт в страну продовольствия и ослабить зависимость бюджета от экспорта товаров.
Сокращение мировой торговли неизбежно создает новую многополярность мира. В наихудшем положении находятся страны, которым потребовалась срочная помощь от МВФ. В трудном положении оказались государства, которые пытаются ослабить кризисные явления эмиссией своей валюты и созданием бюджетного дефицита. Страны, накопившие большие валютные резервы, смогли избежать общего спада в экономике. Наилучшие перспективы имеются у государств, богатых не только финансовыми резервами, но и природными ресурсами. В лучшем положении находятся страны, сохранившие свой производственный потенциал (Германия и Франция), и в худшем те, которые развивали в основном финансовый и сервисный сектор, внутреннюю торговлю и домостроение (США, Великобритания, Ирландия ) или обеспечивали массовый туризм (Испания, Италия, Греция).
В Азии возникает тенденция к созданию региональной общей валюты по типу евро и отходу от доллара. Индия, очень много выигравшая от глобализации, не смогла создать резервных фондов. Импорт в Индию превышал экспорт на 4050 млрд. долларов в течение многих лет. Ее соседи, Пакистан и Бангладеш, находятся в еще худшем положении. Им приходится продавать на мировом рынке в основном свою дешевую рабочую силу. Перенос многих тысяч иностранных текстильных предприятий из Китая в Бангладеш и Вьетнам уже начался. Япония планирует уменьшение своей зависимости от американского и европейского рынков и создание более автономного восточноазиатского рынка. Россия благодаря своим природным богатствам и территории также создает общий рынок с Казахстаном и Беларусью, в который в перспективе войдут среднеазиатские страны и, возможно, Украина. Производство во всех странах бывшего социалистического лагеря до сих пор является энергозатратным и менее эффективным, чем в Западной Европе и США. Они поэтому очень сильно зависят от России не только в нефтегазовой, но и в атомной энергетике.
Экономические проблемы глобальных и межконтинентальных расстояний для торговли делают географическое положение небольших стран и наций определяющим фактором для их экономического развития и политической ориентации. С соседями неизбежно придется дружить и торговать. Центры политического влияния будут совпадать и с центрами экономического влияния. Некоторым странам , которые конфликтуют со своими соседями, опираясь на поддержку далеких спонсоров, придется серьезно пересматривать свою политику.
Рой МЕДВЕДЕВ.
Жорес МЕДВЕДЕВ.
Специально для «СП».
Москва Лондон.
(Продолжение следует).