Недавно я решил проехать на велосипеде от Кисловодска до Пятигорска. Проехал. Но по пути наглотался выхлопных газов и дважды чудом не угодил под машину, поскольку на Кавминводах, три года назад объявленных особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, нет ни одной велодорожки.
Велосипед

Велосипед

© Фото: из архива газеты «СП»

Санатории – это хорошо. Но о том, что на Кавказских Минеральных Водах необходимо создавать условия и для любителей активного отдыха, уже несколько лет говорят на всех уровнях власти: от глав муниципалитетов до регулярно наведывающихся на курорты федеральных министров и депутатов. К сожалению, пока только говорят…

Да и то, что планируют сделать на Кавминводах в рамках ОЭЗ туристско-рекреационного типа, к оздоровлению нации имеет весьма косвенное отношение. Если даже и удастся построить широко разрекламированные «Гранд-Спа-Юца» в Предгорном районе и «Горное море» в Железноводске, укреплению здоровья широких масс населения это вряд ли поспособствует. Шикарные отели, бунгало и солярии для 99 процентов россиян окажутся не по карману. А вот о развитии бюджетных форм отдыха и туризма в знаменитом эколого-курортном регионе «слуги народа» вспоминают редко.

Между тем не только в высокоразвитых Франции, Австрии, Дании, но и в Польше, прибалтийских странах сегодня велосипедов на улицах почти столько же, сколько и автомобилей. В любом городке рядом с тротуарами обустроены велодорожки и велостоянки. На каждом шагу есть пункты проката велосипедов: в одном конце города сел на него, заплатив мизерную сумму, в другом оставил – и никаких проблем. Вот и в Украине все больше людей стремятся походить на европейцев и пересаживаются на экологически чистый транспорт, проводят досуг и отпуск верхом на двухколесном друге.

– В прошлом году мы путешествовали по Крыму на велосипедах, – рассказывает Юрий Маточенко, руководитель пятигорского клуба «Спорт-Экстрим». – Там создана целая велоиндустрия. Множество туристических фирм занимаются организацией велотуров. Они собирают группы, обеспечивают велосипедами тех, у кого нет своих. На ночь велотуристов селят на каких-то старых турбазах, чтобы это было бюджетно, а то и в частных домах.

Юрий – один из отцов-основателей маунтибайка (горного велосипеда) на Кавказских Минеральных Водах. В 2001 году он купил горный велосипед, на котором катался по тропинкам вокруг Машука. Пытался спускаться по крутым каменистым тропкам.

– Потом из Интернета узнал, что проводится чемпионат России по скоростному спуску на Красной Поляне. Принял участие. Естественно, ничего не завоевал, но очень понравилось. С того момента «болею» сам и заражаю других.

В 2001 году на Кавминводах, вспоминает Юрий, насчитывалось всего пять человек, у кого были настоящие горные велосипеды хороших фирм-производителей. Вскоре их стало гораздо больше, возник клуб «Спорт-Экстрим», который стал центром развития маунтибайка не только на Кавминводах, но и во всем Ставропольском крае. По инициативе и при содействии клуба на Машуке проходили чемпионат и Кубок России, в конце сентября пройдут гонки на Кубок ЮФО. Юрий Маточенко не только организует эти соревнования, но и участвует в них: в прошлом году стал чемпионом России в скоростном спуске (даунхил) в категории «мастера». Но самым большим достижением он считает то, что за пять лет существования «Спорт-Экстрима» на Кавминводах появилось около четырех тысяч человек, которые увлеклись маунтибайком.

О пятигорском велофестивале «993 метра» сегодня знают любители горного велосипеда от Санкт-Петербурга до Владивостока. Однако все это держится пока на голом энтузиазме. Причем раз за разом этот энтузиазм испытывают на прочность. То на месте трассы байкер-кросса, которую за свой счет построили члены клуба «Спорт-Экстрим», поставили магазин, то кляузы пишут, будто велосипедисты губят природу на Машуке. Правда, пока с помощью местного спорткомитета эти нападки удается отбивать, но что будет дальше – неизвестно.

А ведь потенциально Кавминводы могут стать Меккой для любителей велоспорта и велотуризма. Из всех соревнований по скоростному спуску и байкер-кроссу в стране «993 метра» на Машуке собирают больше всего зрителей. Однако эти виды маунтибайка по определению не могут быть массовыми – чтобы мчаться вниз по крутым откосам и скалам, нужны серьезная подготовка и техника.

– Если взять Главный Кавказский хребет, то там особо не напутешествуешься, – говорит Юрий Маточенко. – Перепад высот – две – три тысячи метров. На один перевал заедешь – и силы у тебя закончатся. А у нас не очень высокие горы, великолепные виды. Да и потом с Кавминвод удобно добираться до других популярных у велосипедистов мест.

Сегодня в курортном регионе нередко можно встретить велотуристов, которые самостоятельно приезжают из других уголков страны, – на самолете, поезде, машине, выбирают маршрут, место для стоянки. Но на такое отваживаются далеко не все. Появись в Интернете сайт с описанием маршрутов, с предложением организовать питание, ночлег, доставку багажа – количество велотуристов увеличилось бы в разы. Юрий Маточенко с этим согласен, но…

– Нужен талантливый организатор. Чтобы у него была заинтересованность, в том числе и материальная, чтобы хорошо знал достопримечательности и историю Кавминвод. Скорее всего, это должны быть серьезные туристические фирмы. Со своей стороны мы готовы продать им по льготным ценам велосипеды и расписать все маршруты.

В этом году Юрий планирует съездить в Германию на Евробайк-шоу. Это крупнейшая европейская выставка велоиндустрии. Один из ее разделов – организация велотуров. В Европе велотуристы уже все объездили, поэтому ищут какие-то новые места.

– Попробуем предложить Кавминводы...

Николай БЛИЗНЮК