00:00, 1 сентября 2009 года

Коммивояжеры смерти

Скорая ритуальная помощь

– К сожалению, с подобными негативными фактами в последнее время нам приходится сталкиваться очень часто, – рассказал директор МУП РУ «Обелиск» Дмитрий Дегтярев. – Дело в том, что в городе, кроме нас, действует очень много частных ритуальных агентств. В погоне за прибылью они переходят все мыслимые и немыслимые этические рамки. Более того, они неоднократно представлялись сотрудниками нашего предприятия или заявляли, что их похоронная контора – это филиал «Обелиска» и т.д. В итоге возмущенные или пострадавшие от них люди идут к нам жаловаться, и только здесь они понимают, что мы – совсем другая организация. Поскольку количество жалоб все время растет, пришлось для их учета завести специальный журнал...

Листаю страницы. Сразу оговорюсь, что по этическим нормам фамилии пострадавших изменены. Итак, только в августе произошло пять случаев. К примеру, житель одного из домов по улице Ворошилова Петренко сообщает, что ночью 15 августа он позвонил в скорую медицинскую помощь и сообщил о смерти своего родственника. Через несколько минут ему перезвонили и, представившись сотрудниками похоронной службы, предложили услуги по погребению. Через час некто Ольга, назвавшаяся работником МУП «Обелиск», прибыла на дом и стала обещать за вознаграждение помощь в организации похорон. Впрочем, несмотря на стресс, Петренко категорически отказался разговаривать на эту тему и выгнал ритуального агента вон. А вот другая история. Гражданка Карпова дважды вызывала скорую помощь к тяжелобольному родственнику. Во время второго вызова врач сделал мужчине обезболивающий укол, а где–то через час больной умер. Карпова пригласила участкового милиционера. Через пять минут после прибытия представителя правоохранительных органов в квартиру явился незваный агент ритуальной службы. Женщина, представившаяся Людмилой, узнала категорию умершего (дело в том, что существуют различные категории, благодаря которым человек может быть похоронен за счет средств Пенсионного фонда и городского бюджета. – Н.Г.) и взяла предоплату – тысячу рублей. На другой день к Карповой от имени Людмилы приехала Ольга (странное совпадение имен. – Н.Г.) взяла еще 1945 рублей. Затем несчастная женщина отдала еще четыре тысячи рублей и, только оформляя документы в МУП РУ «Обелиск», узнала, что погребение могло быть бесплатным. К счастью, после вмешательства сотрудников МУП РУ «Обелиск» частная контора вернула Карповой 6945 рублей. Дмитрий Дегтярев объяснил ситуацию так:

– На основании Федерального закона «О погребении и похоронном деле» существует гарантированный перечень услуг, оказываемых на безвозмездной основе. Перечислять их долго, любой желающий может с ними ознакомиться у нас в «Обелиске». Всего же государство и муниципалитет выделяет на похороны 8,5 тысячи рублей. Причем на эти деньги можно вполне достойно проводить в последний путь человека. Нечистоплотные похоронные агентства знают о льготах, но не спешат информировать клиентов. Люди же, находясь в стрессовом состоянии, как правило, верят таким ритуальным агентам, и, даже узнав, что их обманули, многие отказываются от разбирательств...

Ну что ж, каждый человек вправе руководствоваться правилом «Бог вам судья» и прощать жуликов, однако давайте попробуем просчитать примерный доход, который приносит похоронный бизнес в Ставрополе. Итак, в 2008 году, по данным МУП РУ «Обелиск», в городе похоронено около четырех с половиной тысяч человек. Среднюю стоимость погребения возьмем на основе субсидий – 8500 рублей. После простейшего арифметического действия получается, что в год ритуальный бизнес приносит более 38 миллионов рублей. Конечно, утверждать, что эти цифры совершенно точные, нельзя. Ведь стоимость обряда погребения во многом зависит от социального статуса умершего и толщины кошелька его родственников. На чужом горе можно очень хорошо заработать. Видимо, это и толкает «коммивояжеров смерти» на сверхурочные работы по ночам, обман клиентов и содержание информаторов.

Кладбище закрыто – мест нет

Впрочем, это еще не все художества энергичных ритуальных агентов. Многие оказанные ими услуги балансируют на грани Уголовного кодекса. Об этом ярко свидетельствует вот такая запись в «черном журнале» «Обелиска». Утром 13 августа смотритель Новейшего кладбища (улица Коломийцева, 1) Вадим Юркевский обнаружил двух неизвестных мужчин, роющих могилу рядом с существующим захоронением. На его требование предъявить документы и объяснить происходящее гробокопатели ничего не смогли толком сказать. Они на скорую руку засыпали выкопанную яму и сбежали. Вскоре в «Обелиск» пришла жительница Пятигорска Иванова, которая со слезами на глазах сообщила, что не может похоронить мать.

– Женщина все время плакала и находилась в тяжелом психологическом состоянии, – вспоминает юрисконсульт «Обелиска» Дина Некрасова. – Мы успокаивали ее всем коллективом. Только после этого она нам рассказала свою историю. При получении документов в отделе ЗАГСа по улице Серова ей предложили услуги по захоронению. Специалисты фирмы ООО «Арго» за 14 тысяч рублей обещали сделать все в лучшем виде и похоронить рядом с близким родственником. А на другой день за час до похорон ей позвонил некий Артур, сказавший, что «Арго» не может провести захоронение, и вернул шесть тысяч рублей. Пришлось нам помогать...

– По существующим правилам «подзахоронения» на действующих кладбищах допускаются только по заявлению родственников, после осмотра смотрителем места захоронения с целью соблюдения санитарно–гигиенических требований. В данном случае заявление не поступало, захоронение на было зарегистрировано, расстояние между могилами было менее метра, – комментирует Дмитрий Дегтярев.

Впрочем, «коммивояжеры смерти» также занимаются захоронениями и на закрытых кладбищах. Ведь многие хотят лежать в земле рядом с людьми, с которыми прожили не один десяток лет. А по законодательству производить захоронения на закрытых кладбищах ЗАПРЕЩЕНО, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в могилы родственников. И вот убитые горем родственники умерших идут на поклон в частные фирмы и даже не подозревают, какие их ждут тяжелые последствия.

Во–первых, захоронение на закрытом кладбище не регистрируется и автоматически попадает в разряд «криминальных». Следовательно, правоохранительные органы могут провести эксгумацию, перезахоронить тело, а все затраты будут возложены на лиц, осуществивших захоронение. Кроме того, смотрители кладбищ совместно с Ростехнадзором и Роспотребнадзором также могут инициировать эксгумацию, если могила не соответствует гигиеническим требованиям.

Во–вторых, поскольку каждое захоронение регистрируется специализированной службой МУП РУ «Обелиск», родственникам будет отказано в получении документов о захоронении и, следовательно, в социальном пособии на погребение.

В–третьих, в случае судебных споров наследникам автоматически отказывается в получении справок от специализированной службы по вопросам похоронного дела.

– Еще необходимо учесть, что город разрастается. В перспективе вполне вероятен перенос закрытых кладбищ, которые с течением времени оказались в густонаселенных районах Ставрополя, – рассказывает Дмитрий Дегтярев. – А теперь представим ситуацию, когда переносят кладбище, где уже много десятилетий официально не производятся захоронения, а там вдруг свежая могила. Каково будет состояние родственников? Единственный приемлемый выход – эксгумация и перезахоронение, что является крайне дорогостоящей и хлопотливой процедурой.

* * *

Итак, как быть, чтобы не оказаться жертвой нечистых на руку ритуальных агентов? Прежде всего надо помнить, что захоронения подлежат обязательной регистрации в МУП РУ «Обелиск». Кроме того, ритуальные агенты муниципального предприятия не выезжают ночью к клиентам и не стучатся в дверь через 15 минут после смерти. Принимая решение о выборе похоронного агентства, наведите справки, возможно, положены социальные пособия на погребение. И самое главное... живите долго.