00:00, 29 августа 2009 года

Борис Грачевский представил в Ставрополе фильм «Крыша»

Просмотр состоялся в ставропольской средней школе № 34, куда пригласили директоров общеобразовательных учебных заведений, учителей, школьных психологов и журналистов. Присутствовали заместитель главы администрации г. Ставрополя О. Рецева и начальник городского управления образования В. Зубков. Мэтр, представлявший свою картину, оказался человеком непосредственным и открытым, охотно общался с аудиторией. Так, на вопрос корреспондента «Ставропольской правды», не является ли создание им «Крыши» знаком того, что о современном поколении подростков уже нельзя рассказывать языком симпатичного, легкого «Ералаша» и требуются больший драматизм и жесткость, он ответил, что дети во все времена одни и те же и нуждаются в любви. По мнению Грачевского, образ агрессивного, спонтанно жестокого и неуправляемого подростка, скорее, создают «желтые» газеты и отдельные телеканалы.

И, действительно, героини фильма «Крыша» ­ три обыкновенные тринадцатилетние девочки, живущие в провинциальном городе. Они дружат с самого детства, мечтают о большой любви и, как все подростки, обостренно чувствуют. В 13 лет кажется, что если тебя не любит сосед по парте, то не будет любить никто и никогда; если подружка не сдержала обещание, то она предательница. А если родители в чем­то ошибаются, от них лучше бежать куда глаза глядят. Именно в этом возрасте рядом нужен понимающий взрослый, который может помочь подростку оценить события и чувства адекватно. Свете, Лене и Даше не повезло в том, что такого человека рядом с ними нет.

«Чему нас учат семья и школа?» ­ как вопрошал наш всенародно любимый бард... Родителям девочек по сорок лет, у них свой кризис ­ «среднего возраста». Переоценка достигнутого, разочарование в браке, временное «помутнение» не хуже подросткового. Родители Светы заводят романы на стороне. Разведенная мама Даши глушит себя сверхурочными дежурствами не только чтобы больше заработать, но и чтобы меньше думать об одиночестве. Мать и отец Лены вечно скандалят ­ похоже, по­другому не умеют оживить супружескую жизнь. Родителей играют очень хорошие актеры ­ Ольга Прокофьева, Мария Шукшина, Анна Ардова, Валерий Гаркалин, Анатолий Журавлев. И это замечательно, потому что в их исполнении перед нами ­ живые люди, которые вызывают сочувствие. Есть, впрочем, одно «но». Их дети нуждаются в сочувствии больше. У них ведь еще нет почти никакого опыта, они не знают, что жизнь не заканчивается сегодня, что будет еще и завтрашний день, другой, с другими заботами, надеждами. Им нужна родительская поддержка ­ а ее нет. Нет ее и от школьных учителей. Учительница математики озабочена поддержанием своего авторитета, директриса (она же мать одной из героинь) карьеристка и дама не большого ума, у географа хронический роман с литераторшей... Все заняты более всего собой, своей жизнью, метод взаимодействия с детьми в сложной ситуации один: выйди из класса! И, вроде, тоже они не монстры, и не очень­то их подростки боятся... Но детскому одиночеству помочь эти педагоги не могут, как помогал когда­то в фильме «Доживем до понедельника» учитель Мельников.

В результате три девочки оказываются на крыше высотного дома, у самой ее кромки. Одна не знает, что родители простили друг другу измены и передумали разводиться. Другая — что ее властная, подавляющая всех мать все же любит и мужа своего, и ребенка. Третья слишком мала еще, чтобы понять, что мама вечно сбегает из дому на работу, потому что растерялась, не справляется с жизнью, а не из­за своего равнодушия и холодности. Детям никто ничего не объяснил, поскольку никто из взрослых вообще не считает нужным с ними разговаривать.

В реальной истории, лежащей в основе сценария И. Бурденковой, сказал Борис Грачевский, они с крыши прыгнули. Это как раз тот случай, когда потом окружающие разводят руками: но ведь ничего страшного в жизни детей не происходило, почему они это сделали?! И так сложно объяснить: потому что в момент трудного взросления никто не поинтересовался, что они чувствуют!

В фильме девчонки, к большому облегчению зала, прижимаются друг к дружке и отползают от опасного края крыши вглубь...

Самым ценным во время последовавшего за показом обсуждения киноленты мне показалось высказывание женщины ­ директора одной из ставропольских школ. Она сказала: «Я всю жизнь вожусь с чужими детьми, но очень мало времени уделяю своему родному сыну. Мне сейчас захотелось с ним поговорить...».

Возможно, захочется этого многим матерям и отцам, когда они увидят «Крышу». Но, увы, ни один из наших коммерческих кинотеатров к прокату эту киноленту не взял. И это уже тема другого разговора. Как сообщил директор Центра досуга и кино «Октябрь» Борис Чистяков, по чьей инициативе при поддержке краевых министерств культуры и образования на Ставрополье пройдет широкомасштабная акция показа фильма для родителей, увидеть его можно будет в домах культуры «Мир» и «Ставрополец», киноклубах «Пионер» и «Чапаевец» краевого центра. Состоится также просмотр в школах и в вузах края.

«У края крыши»
Газета «Ставропольская правда»
29 августа 2009 года