Подведены итоги реализации нацпроектов в Ставрополе
Судя по отчетам, проекты внесли свою бесспорную лепту в решение проблем, однако о кардинальном изменении ситуации в отраслях говорить пока не приходится. Причина как в недостаточном финансировании из федерального бюджета, так и в разного рода организационных проколах на местах.
Отчет по национальному проекту «Доступное жилье гражданам России», озвученный исполняющим обязанности начальника жилищного управления Н. Малышевым, без преувеличения стал кульминацией несбывшихся ожиданий. В Ставрополе признаны аварийным или ветхим жильем 465 домов. Из 165 семей, включенных в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период до 2010 года», переселены 34 семьи. По словам Малышева, причинами низкой эффективности реализации программы стало, вопервых, недофинансирование как из федерального, так и из краевого бюджетов. А вовторых, наш традиционный «субъективный фактор».
При покупке жилых помещений, сказал он, органами исполнительной власти края не учитывались заявленные площади квартир, необходимые администрации Ставрополя. Изза этого мы не смогли распределить часть полученных жилых помещений…
В свое время очень много надежд возлагалось на муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 20062008 годы». Она предполагала социальные выплаты в размере не менее 35 процентов средней стоимости жилья для бездетных молодых семей и 40 процентов для семей с детьми. За период с 2006 по 2008 год соответствующие свидетельства получили 346 молодых семей. Однако 78 из них так и не смогли реализовать свое право на улучшение жилищных условий.
По словам Н. Малышева, это обстоятельство связано с целым рядом причин. Вопервых, существует большой отрыв реальной рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Ставрополе от утвержденной Правительством РФ средней стоимости одного квадратного метра жилья для расчета размера субсидий на Ставрополье. Вовторых, высоки процентные ставки за предоставляемые банками ипотечные кредиты. Втретьих, низки доходы граждан.
Еще более удручающе прозвучали цифры подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». За последние два года жилищные сертификаты получили 25 уволенных с военной службы в запас или в отставку, 17 вынужденных переселенцев, один человек, подвергшийся воздействию радиации. И ни одного жителя, выехавшего из районов Крайнего Севера.
Отчет исполняющего обязанности начальника управления здравоохранения администрации города Ставрополя А. Журбенко был более оптимистичен. По его словам, благодаря нацпроекту «Здоровье» удалось сохранить и укрепить кадровый потенциал отрасли и значительно улучшить техническую оснащенность лечебных учреждений.
Сегодня заработная плата участковых терапевтов, врачей общей практики, участковых педиатров составляет 16 тыс. 720 рублей, в то время как средняя заработная плата врачей в городе чуть превышает 12 тысяч. Медицинские сестры, принимающие участие в реализации нацпроекта, получают заработную плату в размере 10 тыс. 747 рублей, что выше средней зарплаты их коллег.
За счет средств федерального бюджета увеличилась также заработная плата врачей скорой помощи, фельдшеров и медицинских сестер.
Однако есть и проблемы. Среди городов края административный центр занимает последнее место по мощности амбулаторнополиклинических учреждений на 10 тысяч населения.
Для решения этой задачи уже недостаточно внутренних резервов системы здравоохранения города, отметил А. Журбенко. Необходимо решать вопрос о расширении сети лечебных учреждений, строительстве новых амбулаторнополиклинических учреждений, открытии офисов врачей общей практики в строящихся микрорайонах и подстанций скорой медицинской помощи.
Все вышеперечисленное требует колоссальных финансовых ресурсов. Однако они не запланированы ни в одном национальном проекте. Основная тяжесть задачи по расширению социальной инфраструктуры почти целиком ложится на «хрупкие» плечи муниципалитета.
14 августа 2009 года