С газетами – не катастрофа. Пока. Но она угрожает не только многим серьезным российским печатным СМИ, но и их читателям. Потому что львиную долю денег, которые читатели платят за любимые газеты, забирает «Почта России». О том, что это неправильно и несправедливо, журналисты и издатели говорят все последние годы. Но все остается по-прежнему. Есть ли выход из создавшегося положения? Об этом рассуждает исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) Софья Дубинская, член отраслевого совета по прессе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Газета

Совсем недавно она участвовала в работе этого совета, который провел заместитель министра А. Жаров. В обсуждении больной для всех печатных СМИ проблемы приняли участие руководители ФГУП «Почта России», Альянса руководителей региональных СМИ, Гильдии издателей периодической печати, главные редакторы некоторых крупных газет. Подписная кампания и взаимодействие с ФГУП «Почта России» – так была обозначена тема для обсуждения на совете. О чем шла речь? Сегодня на страницах «СП» выдержки из выступления Софьи Дубинской.

Взлеты и падения

Вопрос первый – собственно подписка на второе полугодие 2009 года.

Недавно Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обнародовала предварительные результаты подписки на второе полугодие 2009 года. Судя по ним, предполагается, что тиражи печатных изданий снизятся. Но не катастрофически. Однако просматривается тревожная тенденция: падение подписных тиражей становится традиционным. В особенности это касается сегмента общественно-политических газет, что должно всех нас настораживать.

Хотелось бы, чтобы членов отраслевого совета Минкомсвязи и всех нас не завораживала магия цифр. В целом неплохие подписные тиражи наблюдаются именно на первое июля 2009 года. А вот на первое августа данные совсем другие. К примеру, одна из общественно-политических газет Ростова-на-Дону увеличила подписку на июль на 10 тысяч экземпляров вместо обычных для нее семи тысяч. А на август подписка возвращается на прежний уровень – вместо 17 тысяч около семи. В Чебоксарах газета «Пенсионная среда», выходившая полгода тиражом 4600 экземпляров, к первому июля показала 47 тысяч, а к августу цифра подписчиков вдруг сократилась до восьми тысяч. Подобную изобретательность, по нашим сведениям, проявили не только в Ростове-на-Дону и в Чебоксарах.

Очень тревожит отказ от подписки на печатные издания школ и библиотек. В библиотеках Ростовской области, как правило, не увидишь ни одной подшивки серьезной газеты. В некоторых сельских библиотеках Костромской и Кировской областей имеются только подшивки «Спид-инфо». В одной из таких библиотек дают почитать номера «Спид-инфо»… за деньги. И даже в Чувашии, где президент Н. Федоров озаботился судьбой библиотек (там функционируют 500 модельных библиотек), не выписано – даже по одной на каждую библиотеку – республиканских газет «Советская Чувашия» и «Хыбар».

Секретчики из «Почты России»

Второй и очень тревожный вопрос – непрозрачность тарифов «Почты России». В подписной цене редакционные деньги составляют всего треть (кое-где четверть) от общей стоимости. К примеру, в «Белгородской правде» редакционная цена – 102 рубля, подписная – 296 рублей. Редакционная – включает в себя стоимость бумаги, полиграфии, заработную плату сотрудников, оплату аренды помещений, эксплуатационные услуги и коммуникационные расходы. А за что подписчик выкладывает дополнительно еще около 200 рублей, неведомо никому, кроме «Почты России». В местных управлениях федеральной почтовой связи калькуляцию цены давать отказываются категорически, ссылаясь на отсутствие указаний «сверху». В прошлые годы по просьбе Управления внутренней политики Администрации президента РФ мы составляли таблицу соотношения редакционной и подписной цены примерно по 35-40 региональным газетам. Картина та же: в среднем только треть от общей суммы тратится собственно на издание газеты, а две трети – на ее доставку от типографии к подписчикам. Хорошо бы, наконец, рассекретить, сделать прозрачной калькуляцию цены подписки и доставки.

Бизнес на костях редакций

Вопрос третий, касающийся одного из подписных агентств, которого ФГУП «Почта России» усиленно рекомендует печатным изданиям. Межрегиональное агентство подписки (в просторечии именуемое МАП) прожило короткую, но яркую жизнь. Вначале, лет пять назад, с участием восьми процентов государства. Позднее, после категорического указания Д. Медведева, работавшего тогда в правительстве России, – уже «без участия». Мы полагали, что прекращение участия государства в этом сугубо коммерческом проекте заставит учредителей МАПа хотя бы насторожиться. Куда там! Теперь МАП – это чистый бизнес на костях наших многострадальных редакций. У МАПа на местах фактически нет своих структур.

В Ростове-на-Дону, например, функционирует некий Ефим Павлович, который сидит на чужом стуле, в чужом помещении (понятно, – в почтовом отделении) и исправно собирает для МАПа подписные деньги, которые затем отправляются в Москву. А уже как и когда они вернутся на счета редакций – неведомо. Смоленская газета «Рабочий путь» получила текст договора, в котором прописаны следующие условия: подписные деньги за полгода отправляются в Москву, а редакциям будут возвращаться дозированно, помесячно. Удобно и выгодно МАПу, но не редакциям. Такой вариант договора получили, разумеется, не только в Смоленске, и не везде торопятся его подписывать. Незадолго до этого совещания сотрудники департамента СМИ Минкомсвязи просили меня ответить конкретно на все вопросы, в том числе об агентском вознаграждении МАПа, которое с каждым годом растет как на дрожжах. Руководителям газет МАП предлагает повысить на копейку вознаграждение на каждый экземпляр. Если раньше эта цена составляла три копейки, нетрудно подсчитать, что рост составляет 25 процентов.

Главный редактор газеты «Вятский край» в июне написал письмо московским руководителям МАПа. Результат утешительный: этому изданию оставили прежнюю сумму агентского вознаграждения. Но неужели каждый раз нужно письменно унижаться, чтобы газету не обирали?

Двойной тариф

И, наконец, вопрос четвертый – история прямо-таки детективная. Как выяснилось, все без исключения печатные СМИ дважды оплачивают экспедирование своего издания – в подписной цене и в договоре с почтовиками. Газета «Саратовские вести» прошла все местные инстанции и, получив отказ в удовлетворении иска от арбитражного суда в Саратове, обратилась в Высший арбитражный суд (ВАС). 30 августа 2008 года президиум Высшего арбитражного суда удовлетворил иск «Саратовских вестей», отметив, что экспедирование печатной продукции – операция, которая входит в единый технологический процесс доставки газеты и уже оплачена подписчиком.

Однако такой happy-end случился только в Саратове. Когда в других регионах России редакции попытались воспользоваться документом ВАС, в местных управлениях федеральной почтовой связи им отказали, сославшись на отсутствие указаний из Москвы, а конкретнее из ФГУП «Почта России». Поэтому сейчас этим вопросом вплотную занялась Федеральная антимонопольная служба, а редакции дружно проходят процедуру обращений в местный и Высший арбитражные суды. Так не проще ли «Почте России» дать соответствующие указания на места? Конечно, проще. Но опыт показывает: так сделано не будет.

К сожалению, может повториться ситуация прошлых лет, и руководители редакций снова обратятся к Д. Медведеву и Минкомсвязи.

Конечно же, доводить до этого не стоит. Редакции еще немного могут постоять на краю. Но выстоять в таких условиях они, безусловно, не смогут. Это тревожный симптом. Из нашей жизни практически вымывается сегмент общественно-политических изданий, которые – назовем вещи своими именами – формируют сознание человека, его взгляды на жизнь в непростое сегодняшнее время. И жить по принципу «пипл хавает», увы, не хочется. И маячит впереди образ россиянина, читающего исключительно «Спид-инфо» и исключительно за деньги… в местной библиотеке.

Подготовлено при содействии Союза журналистов Ставрополья.

Софья ДУБИНСКАЯ