00:00, 5 августа 2009 года

Мопеды и скутеры попадают в аварии особенно часто

Вслед за дачниками и просто экономными людьми на мопеды (объем двигателя до 50 кубических сантиметров) пересели дети. А что? Такой транспорт не требует госрегистрации, прохождения техосмотров и обязательного страхования. Да и стоит он довольно дешево и расходует мало бензина. А главный плюс – езда с 16 лет.

Хрустящие под колесами

Молодые гонщики на «заряженных» японских мопедах ездят по своим, зачастую протестным правилам. Беспредельщики на «тырчиках» (языком молодежи) участвуют в ночных уличных гонках, «челночат» из ряда в ряд. На языке камазистов мини–рейсеры получили кличку Хрустики. Понятно, почему...

На деле молодежный протест оборачивается катастрофой. При аварии мопедиста может спасти только шлем. Но одевают его единицы из детей (как мне позже объяснили: голова потеет, неудобно курить, не хочется носить с собой). А попадают в ДТП двухколесные часто, особенно летом.

– За первое полугодие с участием скутеристов произошло 59 дорожно–транспортных происшествий, – говорит заместитель начальника отдела дорожно–патрульной службы краевого управления ГИБДД И. Семенов. – Официальная цифра учитывает только те аварии, в которых пострадали люди. А «пик активности» мопедистов пришелся на два последних месяца. Например, в начале июля ученица десятого класса не справилась с управлением, и ее «Ямаха» врезалась в грузовой фургон. В результате мопед откинуло на полосу встречного движения, где он столкнулся с едущим навстречу грузовым автомобилем. На мопеде был 14–летний пассажир, который погиб на месте. Девушку доставили в больницу.

Сотрудники ДПС с горечью отмечают: при столкновении скутерист, как и мотоциклист, вылетает из–за руля «ракетой» (вперед головой). Шлем в этом случае жизненно необходим!

Порой на маневры мопеда автомобилисты попросту не успевают реагировать. Еще недавно водители большегрузных машин и автобусов сетовали на «малолитражки», теперь новая напасть.

– Молодые на своих «мокиках» в пробке стоять категорически не хотят, – говорит водитель маршрутного автобуса В. Калашников. – В дождь не включают фару для видимости, не понимают знака, когда их пропускаешь вперед, между рядами машин проносятся, как бешеные. А вдруг кто–то перестраиваться начнет или дверь откроет?

«Скутермены подшофе»

Как признают молодые водители, сесть на скутер в нетрезвом состоянии морально легче, чем за руль машины. Что и исполняют. 16–летний гонщик Миша рассказал, что излюбленным местом юных скутерменов стал парк Победы: по его второстепенным аллеям можно проехать практически к любому летнему кафе. А там начинается веселье! У Миши с друзьями–гонщиками появилось собственное развлечение:

– У уличных автогонщиков есть целая система: каждый заезд имеет свое название, – делится Миша. – «Челендж» – это гонка, которая продолжается от одной намеченной точки до другой. У нас тоже проходят свои тематические «челенджи»!

Тема зачастую одинакова – алкоголь. Лавируя от столика к столику со знакомыми, молодой гонщик собирает «чеки» – выпивает. Миша с гордостью заявляет, что пьяным он еще ни разу не попадался.

Где логика?

Автолюбители в разных городах то и дело устраивают акции протеста против дорожных беспредельщиков. Мопеды они гневно называют «табуретками» на колесах и требуют заставить их владельцев сдавать экзамен по вождению. Действительно, где логика? Взрослый автолюбитель учится, получает права, всегда имеет при себе целый пакет документов. А юный мопедист сел и покатился. Задумались над этим и в милиции: И. Семенов посетовал, что меры принимают, но в отдельных субъектах РФ. К примеру, пытаются провести законодательную инициативу, по которой мопедистов обяжут учить и сдавать Правила дорожного движения. Итак, пока вся надежда только на родителей: коль сегодня модно сажать молодых не за книгу, а за руль, позаботьтесь, чтобы Правила дорожного движения все–таки стали для вашего чада, собирающегося оседлать «бешеную табуретку», настольным пособием!

«Как усмирить «бешеную табуретку»»
Газета «Ставропольская правда»
5 августа 2009 года