Как уже сообщала «СП», коллегия краевого министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи на днях подвела итоги работы подведомственных отраслей в первом полугодии. Кто же из ставропольских предприятий выдержал удар, а кто прогнулся?
Заседание коллегии министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи СК

Заседание коллегии министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи СК

© Фото пресс-службы губернатора СК

На сегодняшний день в промышленном производстве региона, представленном более чем 300 предприятиями, занято около 115 тысяч человек – четверть трудоспособного населения, сообщил глава министерства И. Ковалев. Учитывая важность этого сектора, на долю которого приходится 34 процента всех налоговых поступлений, министерство с недавних пор изменило принципы собственной работы. От общего координирования вверенных ему отраслей было решено перейти к активному участию в работе конкретных предприятий. Изначально поставленные задачи: сохранить производство на уровне прошлого года, обеспечить потребителей энергоресурсами и удовлетворить потребности края в перевозках пассажиров и товаров – в принципе выполнены, отметил И. Ковалев. В целом индекс промышленного производства удалось удержать на уровне 96,6 процента по сравнению с первым полугодием докризисного 2008 года.

Вместе с тем не удалось избежать и сбоев: приостановлены отдельные предприятия, на шесть процентов сократилась численность рабочих, объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности уменьшился с 71,7 миллиарда рублей в первом полугодии 2008 года до 69,3 миллиарда в январе-июне этого года. Имеется задолженность предприятий по заработной плате, но критической ситуацию назвать нельзя.

Что касается ситуации на отдельных направлениях, то на сегодняшний день она выглядит следующим образом. К примеру, завод поршневых колец «Стапри» возобновил работу, восстанавливается численность рабочих. Вместе с тем «Автоприцеп-КамАЗ», зимой оказавшийся на грани выживания, весной получил крупный заказ и за счет него продержался несколько месяцев. Однако вопрос, будет ли он загружен до конца года, остается открытым. Непростая обстановка сохраняется и на предприятиях «Волна» и ЗАО «Авто».

«Специнструмент» и Ставропольский инструментальный завод также испытывают острую нехватку заказов и работают вполовину своей мощности. Зато появилась надежда, что многострадальный Георгиевский арматурный завод, ныне именующийся Ставропольским областным предприятием, в ближайшее время вернется в строй. И. Ковалев сообщил, что руководство бывшего «Арзила» пообещало запустить цеха в первые дни августа.

Химическая отрасль, столк-нувшаяся с некоторыми трудностями в начале года, в настоящее время работает стабильно и в августе должна выйти прошлогодние темпы. К нормальному режиму возвращается производство оптического и электрооборудования. Начиная с апреля предприятия этого направления – «Нептун», «Электроавтоматика», «Энергомера», «Сигнал» и другие – демонстрируют положительную динамику. С плюсом по всем показателям закончили полугодие стекольное производство и «связь». Краевая теплоэнергетика в целом также устойчива, несмотря на пятипроцентное снижение выработки электроэнергии, вызванное падением спроса со стороны промышленного производства.

Из наиболее острых проблем глава регионального минпрома отметил завышенные тарифы на энергоресурсы: слишком уж много посредников, а значит, и ценовых накруток. Однако способы снижения тарифов все же существуют. В частности, большие надежды возлагаются на создание альтернативной энергосбытовой компании, контролируемой краевым правительством. Такая организация уже существует как юридическое лицо и, по расчетам минпрома, начнет действовать с четвертого квартала этого года. Планируется, что благодаря ее вхождению на рынок электроэнергии удастся сбить существующие тарифы на 5-10 процентов.

Есть серьезные вопросы к положению дел в транспортной сфере. Так, в последнее время в крае все большую популярность приобретают нелегальные автоперевозки. За примерами далеко ходить не надо: в городах и райцентрах кишмя кишат нигде не регистрируемые микроавтобусы, курсирующие по междугородным маршрутам, сообщил И. Ковалев. И на фоне резко увеличившейся аварийности на российских дорогах это «серое» автопредпринимательство не может не беспокоить. Однако, по мнению министра, навести порядок здесь можно только при активном участии муниципальной власти .

Дальнейшая же судьба авиа- сообщения на Ставрополье пока и вовсе туманна. Краевые власти пытаются реанимировать Ставропольский аэропорт, привлекая сюда федеральные средства и ведущих перевозчиков. К слову, И. Ковалев сообщил, что авиакомпания «Сибирь» готова осуществлять ежедневные полеты из краевого центра в Москву на комфортабельных судах и по ценам, которые вдвое ниже тех, что предлагает за свои услуги «Кавминводыавиа». Единственное условие при этом – привести в нормальное состояние взлетно-посадочную полосу. Однако приходу «чужаков» всячески противится «Кавминводыавиа». По словам его представителей, вторжение «Сибири» на региональный рынок не обернется ничем хорошим: сначала они установят демпинговые цены, чем «убьют» минераловодскую авиакомпанию, а затем взвинтят расценки на перелеты до заоблачных высот.

На это губернатор В. Гаевский, участвовавший в заседании, парировал, что неприятие «Кавминводыавиа» других компаний, желающих работать на Ставрополье, уже похоже на недобросовестную конкуренцию. Усилия властей по привлечению самых разных авиакомпаний неизменно блокируются под разными предлогами. Он напомнил руководству «Кавминводыавиа», что за злостное нарушение антимонопольного законодательства теперь предусмотрены реальные тюремные сроки, и посоветовал учиться работать в условиях рыночной экономики.

В целом глава края положительно оценил работу министерства за прошедшее полугодие, однако потребовал в ближайшее время представить стратегию развития промышленности региона до 2020 года и устранить несоответствие между оптимистичными показателями по налогу на прибыль предприятий и более чем миллиардной «дырой» в краевом бюджете по соответствующей статье.

Наталия КОЛЕСНИКОВА