Поступления в бюджет Ставропольского края сокращаются
Вот основные показатели. Доходов в бюджет за этот период поступило 23,4 млрд. рублей (чуть более 43% к годовым плановым назначениям). Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов составило 12,3 млрд. рублей (на 4,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Наиболее значительное сокращение поступлений сложилось по налогам на прибыль и добычу полезных ископаемых. С учетом дополнительно поступивших средств из федерального бюджета в объеме более 1,4 млрд. рублей (большая часть из них на поддержку АПК) уточненный объем расходов краевого бюджета на 1 июля составил 56,1 млрд. рублей.
Чтобы не допустить задолженности по социально значимым статьям, в качестве главных приоритетов были выбраны оплата труда, социальные выплаты, приобретение продуктов, медикаментов, межбюджетные трансферты, которые в итоге составили 82 % от общего объема всех произведенных расходов.
Полугодие проходило под знаком мирового кризиса, постоянно вносящего свои нежелательные коррективы. В непростую ситуацию край попал уже с декабря прошлого года, когда, еще собственно не начав финансовый год, пришлось идти на значительное сокращение бюджета – на 4,3 млрд. рублей. С тех пор затягивали пояса неоднократно. Последний раз пересматривали бюджет на заседании ГДСК второго июля. Однако к сокращению расходов подходили весьма осторожно, пояснил Владимир Гаврилович. Например, что касается норматива на финансирование медицинского страхования неработающего населения, то исходили из фактического использования средств, то есть по сути отказались от того, что не востребовано. Однако накануне принятия этого решения при личной встрече с руководителем федерального фонда медстрахования первый вице–премьер края оговорил возможность оказания финансовой помощи в случае крайней нужды. Больная тема – и урезание суммы на приобретение жилья для детей–сирот на 63,4 млн. рублей. Исходили, пояснил В. Шаповалов, опять же из анализа реального расходования средств. 109 млн. рублей на эти нужды в бюджете остались, а в сентябре минфин собирается сделать перерасчет и, если будет необходимость, выделить дополнительные ассигнования.
Бюджет 2009 года на 70% зависим от социальной составляющей. В результате многие другие обязательства не выдерживают ударов кризиса. Пришлось пойти на недовложение 1,3 млрд. рублей в капитальное строительство: средства используются исключительно на завершение наиболее значимых для края строек. На 50% сократили расходы на госучреждения, что коснулось также затрат капитального характера (приобретение новой техники, ремонт).
Ряд изменений внесен в законодательную составляющую бюджетного процесса. Например, впервые в алгоритм принятия основного финансового документа включены общественные слушания, внесенные по их итогам предложения будут рассматриваться на заседании правительства. Изменения коснулись и межбюджетных отношений. Сегодня в списке краевого минфина значится 36 различных видов субсидий для муниципалитетов. В исполнении такое постатейное дробление очень трудоемко, поэтому и решено передавать средства «единым куском» под грифом «на сбалансированность бюджетов»: главы сами на месте определятся, на что потратить деньги важнее и безотлагательнее.
В. Шаповалов отметил слаженную работу всех ведомств, представленных в антикризисном штабе и ситуационной комиссии при УФНС по СК. Работали в экстремальных условиях, тем не менее – успешно. В частности, на субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий малого бизнеса даже в условиях кризиса удалось выделить дополнительно 35 млн. рублей. Большая работа проводилась по разрешению ситуаций с долгами по зарплате.
Какие прогнозы на будущее? Что касается поступлений в бюджет, то они будут сокращаться. И когда этот процесс остановится, трудно предсказать, потому что нет четкого понимания, что же такое этот кризис и где мы находимся: в середине этого трудного перехода или и его еще не достигли. Казалось бы, цена на нефть растет, что является хорошим знаком. Но... при этом сокращается реализация черного золота. Наблюдается спад внешнеторгового оборота по всем экспортно ориентированным товарам, будь то газ, металл, уголь. В связи с этим не исключено, что на осенней сессии Госдума России может пойти на исключение из законодательства статьи, которая оговаривает «неухудшение» той или иной социальной выплаты ни при каких обстоятельствах. Если, скажем, платили детское пособие в размере 300 рублей, то снизить планку до 290 рублей сегодня ни в коем случае нельзя. Ожидается оптимизация и по ряду других действующих нормативов. Сегодня сельский учитель имеет льготы по оплате коммунальных услуг на всю занимаемую площадь, будь то двух–этажный дом или небольшая хатка. Предлагается ввести ограничение. Другими словами, оптимистические планы пока строить рано. Надо настраиваться на режим жесткой экономии. В частности, краевой минфин с 1 января планирует сократить в районах свои отделы по казначейскому исполнению бюджета и передать их полномочия на места. Лимиты вводятся на телефонные переговоры, расход бензина, командировочные расходы. И коснется это всех органов государственной власти в крае. Например, от планового повышения зарплаты госслужащим на Ставрополье уже отказались.
29 июля 2009 года