Градостроительным кодексом РФ еще в 2004 году поставлена перед муниципалами задача по разработке к концу нынешнего года всего пакета документов территориального планирования. С тех пор прошло 5 лет. И поскольку дело с места практически не сдвинулось, было введено новое полномочие для субъектов Российской Федерации – контроль за осуществлением органами местного самоуправления градостроительной деятельности с целью приведения ее в соответствие с законодательством.
Архитектура, строительство

Архитектура, строительство

© Фото: из архива газеты «СП»

Почему это так важно? Схемы территориального планирования – это стратегический многоаспектный документ, который разрабатывается на перспективу в 25 лет. Он обеспечивает возможность решения такой, например, задачи, как смена категории земель, и если не учесть хотя бы самый крохотный участок, на котором через год-другой потребуется что-то построить, у муниципалитета будут крепко связаны руки. Поэтому своим бездействием сегодня местная власть как бы закладывает бомбу замедленного действия.

Чтобы сподвигнуть наконец градоначальников к решительным мерам по урегулированию тревожной ситуации, теперь предусмотрены плановые проверки муниципальных правовых актов, касающихся градостроительной деятельности. В первом квартале этого года специалисты министерства строительства и архитектуры края трудились в администрации Пятигорска. Их интересовала деятельность муниципалитета в области градостроительства за 2006-2008 годы.

Что же показала проверка? На момент ее проведения не был представлен ни откорректированный старый, ни вновь разработанный и утвержденный генеральный план города-курорта Пятигорска, который бы соответствовал требованиям Градостроительного кодекса. Это тем более печально, что на основании генплана должны быть еще разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки города, без которых с 1 января 2010 года федеральным законом запрещено предоставление земельных участков под строительство. Более того, необходимы также и проекты планировки и межевания территории. В настоящее время, однако, ситуация в Пятигорске несколько улучшилась – уже назначены публичные слушания по корректировке генерального плана города, ведется разработка правил землепользования и застройки. Если эти документы будут утверждены до 1 января 2010 года, то можно надеяться, что коллапс строительной отрасли города уже не грозит.

Проверка обнаружила массу других нарушений. Возможность увидеть полностью сформированные дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках ревизорам так и не представилась. Да и немудрено. В одном отделе администрации города ведется регистрация выданных разрешений по индивидуальным жилым домам, в другом – по остальным объектам, в третьем хранится проектная документация, которая имеется, кстати, далеко не по всем объектам, в четвертом – градостроительные планы земельных участков. В делах при этом отсутствуют реестры имеющихся документов. Все делопроизводство построено так, что для того чтобы найти весь пакет документов по какому-либо объекту, необходимо обойти три-четыре отдела.

Выявлены нарушения требований законодательства при выдаче 55 разрешений на строительство и 26 – на ввод объектов в эксплуатацию. Чаще всего отмечен недокомплект проектной документации.

В соответствии с Градостроительным кодексом часть объектов общественного и производственного назначения, где число этажей не превышает двух, а общая площадь – 1500 кв. м, освобождается от государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора (единственного, кстати, органа, подтверждающего качество выполненных строительно-монтажных работ). Так вот, проверка обнаружила, что проектные организации, представляющие интересы застройщика, чтобы воспользоваться «льготой», ничтоже сумняшеся, называют полноценный третий этаж «техническим» или «чердаком», а все здание соответственно двухэтажным. И в администрации города не усматривают в подобных «фантомных» явлениях никакого нарушения. А на замечания при проверке отвечают следующее: мы, мол, не знаем, сколько там этажей, вот сколько проектировщик насчитал, столько и есть. Выходит, что специалистов-архитекторов или строителей в муниципалитете нет?

В статье 51 Градостроительного кодекса сказано, что прежде чем выдать разрешение на строительство, орган местного самоуправления должен проверить представленную застройщиком проектную документацию. Если обнаружено несоответствие установленным требованиям – отказать. Этим своим правом администрация Пятигорска, как показала проверка, воспользоваться не торопится. А ведь речь идет о городе-курорте федерального значения.

Похожая картина, к сожалению, складывается и в других городах края. Почему же муниципалитеты так вольно обращаются с градостроительными правилами? Комментарий на эту тему «СП» попросила дать заместителя министра строительства и архитектуры – главного архитектора края Леонида Осинцева.

– В наших ближайших планах проверка градостроительной деятельности в Невинномысске, ряде других городов, – пояснил Леонид Георгиевич. – Кстати, недавняя проверка краевого центра, материалы которой в настоящее время обобщаются, показала, что нарушений и здесь не меньше. В качестве положительного примера могу пока назвать только Ессентуки, где есть и генплан, и правила землепользования и застройки, и другие необходимые документы.

Орган градостроительного контроля по закону обязан только направлять информацию о выявленных нарушениях в органы прокуратуры и ходатайствовать о возбуждении административного производства за неисполнение должностным лицом выданных предписаний. За 2008 год и первое полугодие 2009-го по вышеназванному адресу было направлено 56 обращений, по которым требовалось принятие мер прокурорского реагирования, в том числе по семи ходатайствам о возбуждении административного производства. В сухом остатке – три протеста на правовые акты и 12 представлений об устранении нарушений закона. А 31 обращение вообще осталось без ответа. Выходит, усилия наших специалистов не принесли результата, а нарушения так и не устранены. Нормально ли это?

Интересные решения выдает зачастую суд. Ставрополь, кстати, богат такими примерами. Городской комитет по архитектуре и строительству выдает разрешение на уже начатую самовольную застройку, причем без полного пакета необходимых для этого документов, затем сам же накладывает табу на данное им «добро», но оформляет это простым письмом. Следующий этап – застройщик обращается в суд, который легко отменяет такую отмену разрешения на строительство. И эта практика успешно действует много лет. Изначально муниципалитет поступает не по закону, по сути своими действиями помогает «самовольщикам». А отсутствие генплана и других регламентирующих документов по застройке городской территории только способствует царящей анархии. Почему муниципалитеты манкируют своими обязанностями? Вопрос интересный. И любой усмотрит здесь присутствие некой личной заинтересованности чиновников. Ведь чем меньше правил, тем больше поле для злоупотреблений. А в итоге населенный пункт постепенно теряет лицо: о каком архитектурном стиле в таких условиях вообще можно говорить? Сами чиновники объясняют ситуацию отсутствием денег. Однако это скорее похоже на отговорку. Ведь можно передавать земельные участки под застройку на торгах или аукционах и таким образом пополнить бюджет. Вот вам и деньги на разработку градостроительной документации. Кроме того, в муниципалитетах практически не ведется борьба с самовольными застройщиками. А ведь достаточно нескольких судебных прецедентов по сносу самовольных построек или объектов, созданных с существенными нарушениями градостроительных норм – и застройщики уже призадумаются: а стоит ли нести убытки?

Напрашивается также вывод, что мало заинтересованы иные градоначальники и в создании привлекательного инвестиционного имиджа. Поясню. В том случае, когда к мэру или главе района обращается инвестор с вопросом о наиболее выгодном вложении инвестиций, тот мог бы легко, лишь достав из шкафа нужные документы по территориальному планированию, продемонстрировать все сильные и слабые стороны инфраструктуры. Такая подготовленность вызывает уважение. Глядишь, и договорились бы быстрее.

Специалисты нашего министерства подготовили для губернатора материалы о состоянии дел в сфере градостроительной деятельности. По инициативе главы края готовится совещание на эту тему. Ведь ситуация действительно складывается непростая, если не сказать больше, возмутительная.

Со своей стороны правительство края исполняет требования законодательства: разработана схема территориального планирования СК, которая отправлена на утверждение в Министерство регионального развития РФ. Минстрой края в настоящее время готовит каталог инвестиционных проектов. В октябре представители Ставрополья примут участие в выставке «Зодчество-2009» (Москва), в рамках которой впервые состоится День Ставропольского края: готовимся представить экспозиции с проектами наших лучших архитекторов.

P.S. 200 лет назад Екатерина Великая учредила специальную комиссию, которая за несколько лет создала генпланы 300 российских городов. Эти генпланы задали экономические и социальные векторы развития провинциальных городов, причем актуальность этих намерений измерялась не годами, а двумя веками. Разумеется, исторические процессы вносили свои коррективы, но они не меняли пространственную структуру городов России.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ