Николай Сергеев о проблемах трудового воспитания сельских школьников
Нынешняя система воспитания детей трудом (или осколки той, что была прежде) меня как главу сельского района не устраивает. В районе сейчас нет ни одной рабочей профессии, где не было бы дефицита свежих кадров. Не хватает молодых профессионально подготовленных трактористовмашинистов, строителей, сварщиков. А молодого токаряфрезеровщика найти — это, пожалуй, весь край перевернуть придется! И начиналось это, думается, не сегодня. В селе и раньше, в советские времена, родители сыну говорили: не хочешь учиться — будешь коровам хвосты крутить! Закладывая тем самым неуважение к сельскому труду... Но тогда в хозяйствах, во всяком случае, было где работать. Взять, к примеру, колхоз «Гигант», самый крупный в Благодарненском районе. Одних механизаторов в нем когдато трудилось 360 — трактористы, слесари, мастераналадчики, сварщики. А сейчас там семь тракторов... Трехсменка, и все равно вместе с обслугой заняты не больше 40 человек.
Николай Сергеевич, но ведь сельский ребенок все равно получает — и в гораздо большей степени, чем городской — трудовое воспитание. Хотя бы на личном подворье...
Да, он с малых лет приучается к труду. Но какому? Ухаживает за коровой, задает корм свиньям, работает в огороде... Это неквалифицированный труд, который в XXI веке молодых не привлекает. И это естественно.
За то, что молодежь уезжает из села, не семья и не школа по большому счету отвечают, а общество и государство, которые молодому человеку не могут предложить работу на современном высокотехнологичном производстве. Вот у наших соседей в Дагестане птицу стали выращивать промышленным способом на подворьях. Заключают договоры с фирмами, ставят птичники на 2030 тысяч голов, работающие по современным технологиям. И вместе со старшими, разумеется, в труде участвуют дети... Если бы у нас создать условия, чтобы селянин мог рядом с жильем поставить высокотехнологичную ферму на 50 коров и трудиться вместе с детьми!..
Второй фактор, о котором не могу не сказать. У нас ведь детский труд запрещен действующим законодательством, в том числе и обслуживающий. Вспомните, с какого класса мы когдато на дежурстве школьные полы после уроков мыли?
С пятого, наверное. А что, теперь не моют?
Запрещено законом как эксплуатация детского труда! И клумбу в школьном дворе ребенок может поливать, только если родитель заявление написал, что не возражает! И обязательная практика в конце года отменена — только по желанию семьи и ребенка.
Есть, правда, в учебном плане предмет «технология». Но там теории больше, чем практики. А нужно, чтобы дети занимались производительным трудом: производили продукцию , реализовывали ее и получали зарплату за свой труд. Тогда мы будем растить тружеников, а не тунеядцев. У нас в районе сегодня есть целые села, где люди поняли, что можно жить, нигде не работая, на различные пособия. Пособие по безработице, по инвалидности, пенсия, субсидии по ЖКХ... В Красном Ключе колхоз развалился, жителям предложили выращивать свеклу — никто не захотел. В Алексеевке заведующая почтой ушла на пенсию — не смогли никого найти на ее место, из Благодарного человека возили... И то: минимальная зарплата — 4330 рублей, а пособие по безработице — до 4900!
Но и производительным трудом школьники по закону заниматься не могут. А я когдато в 13 лет был бригадиром ученической производственной бригады, имел трудовую книжку, со мной рассчитывались, как со взрослыми работниками!
Ну да, теперь ведь УПБ не занимаются производственной деятельностью, а являются участниками детского общественного движения... Благодарненские ученические — с техникой, с землей?
Земли у школ 6750 га в аренде. А вот техники почти нет, школьники работают в основном тяпками. Кстати, трудиться на сельхозтехнике детям сегодня тоже нельзя. Нужно иметь удостоверение, а при его получении есть и возрастные ограничения, и кучу документов собери... Поэтому школы заключают договоры с фермерами и хозяйствами на обработку земли. Дети в основном бахчевые пропалывают.
Есть, конечно, в Александровском районе замечательная Калиновская УПБ, в Курском Галюгаевская, в Шпаковском — Казинская... Но, на мой взгляд, это явления не системные — держатся они на энтузиазме директоров учебных заведений. Возможно, мы в районе будем объединять материальные ресурсы и создавать межшкольную УПБ, есть такая мысль...
Николай Сергеевич, но ведь проблему трудового воспитания нужно решать. Назрела!
А это не на районном и не на краевом даже уровне возможно сделать, а на уровне принятия федеральных решений. В первую очередь — изменить законодательную базу. Позволить обслуживающий детский труд лет с 11, а производительный — с 15. Заинтересовать промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предпринимателей налоговыми льготами, чтобы они брали на работу подростков. Пока это для работодателей только обуза и головная боль.
Будь моя воля, я вообще создал бы такой приоритетный национальный проект «Дети России». Чтобы все там было продумано — от появления ребенка на свет до выхода его во взрослую жизнь. И чтобы все на этот проект, на эту идею работали...
28 июля 2009 года

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
