Российские пограничники вернулись из Южной Осетии
В соответствии с межгосударственным соглашением между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пограничном сотрудничестве российские пограничники в конце апреля приступили к выполнению задач в этой стране. Первыми вышли на участок государственной границы Южной Осетии с Грузией сотрудники отдела мобильных действий (ОМД) Службы в Дербенте пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан.
Подготовка на марше
Отдел мобильных действий, о котором идет речь, нельзя назвать новым формированием. Но специфика службы в нем разительно отличается от предшественницы – мотоманевренной группы. Хотя бы потому, что эти люди должны быть готовы при поступлении любой задачи с максимальной эффективностью действовать в различных ситуациях и в отрыве от пунктов постоянной дислокации.
Когда командованию Службы в Дербенте стал известен предполагаемый район действий, на картах был полностью отработан маршрут. Причем занятия проводились и с офицерами – старшими машин, и руководством отдела мобильных действий, и с водителями. Были изучены все «засадоопасные» места, получена сводка о возможном характере действий вероятного противника. В общем, постарались предусмотреть все внештатные ситуации.
Под руководством заместителя начальника Службы в Дербенте полковника Умудина Абукарова группа начала выдвижение.
Кадры решают всё
Полковник Юрий Лобачев утверждает, что личный состав просто рвался в Южную Осетию. Попали не все – некоторых врачи «отвели» по здоровью. К слову, большинство механиков-водителей бронетранспортеров уже имели опыт боевых действий и вождения бронетехники в сложных горных условиях. Но такой опыт имели далеко не все офицеры. Их «подтянули» на занятиях в учебном центре и в горных условиях на стрельбище.
Стоит сказать и об уровне воспитательной работы. Кадровики учили всему: как вести себя на участке государственной границы между Грузией и Южной Осетией. Напечатали даже разговорник с необходимым запасом фраз. Прошли и занятия по изучению нравов, обычаев, традиций местного населения.
История с географией
– По всем горным дорогам Дагестана проехал, но такого затяжного подъема, как из Цхинвала на Ленингори еще видеть не приходилось, – вспоминает майор Василий Чернышев. – Подумать только, из 83-километрового отрезка 43 – подъем. Машины показали себя просто прекрасно, а вот с «броней» пришлось помучиться. На серпантинах она не сразу вписывалась в повороты, приходилось порой останавливать колонну. Тем не менее вся техника дошла до места без единой поломки.
Разведывательно-поисковые подразделения разместились в нескольких населенных пунктах на высоте до 1200 м над уровнем моря, максимальное удаление от Дербента составило около 1300 километров.
Хлеб – всему голова
То, что для сотрудников ОМД не проблема своими силами обустраивать быт, уже давно ни для кого не секрет.
– Все сотрудники, – говорит начальник Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан генерал-майор Дмитрий Саидов, – без раскачки обустроили места дислокации, оборудовали места отдыха личного состава. Потом приступили к ремонту помещений.
Отсутствие электричества не стало помехой, так как с собой взяли дизели. Уже на второй день выпекали хлеб в своей хлебопекарне, заработал банно-прачечный комбинат.
Пуганые, но не сломленные
До прибытия российских пограничников в горные районы Южной Осетии обстановку в них нельзя было назвать спокойной.
– Когда мы приехали, – вспоминает старший лейтенант Алексей Поваляев, – в населенных пунктах даже собаки не бегали, да и людей было не видно. Например, один мужчина в Балаани три недели боялся повезти дочку к стоматологу, и девчонка мучилась от зубной боли. Как потом выяснилось, за неделю до нашего приезда людей запугали. Грузинская сторона развернула агитацию: мол, когда русские придут, они начнут вас избивать, выгонять из домов, сжигать их. Потом уже из разговоров с местными узнали, что на территории Грузии для беженцев было даже построено около трех тысяч домов, а для каждой переехавшей из Южной Осетии семьи предназначалось порядка 10 тысяч долларов. Но вот о том, насколько бараки могут быть лучше отчего дома и насколько в них можно будет долго прожить, видимо, не задумывались.
– А еще, – продолжает Алексей, – довелось видеть учебники, в которых было написано, что в Великой Отечественной войне победили американцы, а помогали им грузины, а Советский Союз почти не принимал участия в войне.
Доверие памяти
К появлению в Ленингорском районе Южной Осетии российских пограничников местное население относилось с опаской.
– По приезде в Ленингори, – говорит генерал-майор Дмитрий Саидов, – с главой администрации и руководством УВД республики провели несколько сходов местного населения, на которых шла разъяснительная работа относительно нашего пребывания в Южной Осетии. Вначале люди удивлялись и даже переспрашивали, мол, неужели и вправду будет оказываться бесплатно медицинская помощь?
Буквально через два-три дня люди стали возвращаться в свои дома. Они, конечно, видели, как российские пограничники наводили порядок на могилах ветеранов Великой Отечественной войны. А девятого мая, в светлый праздник Победы, были и солдатская каша, и фронтовые 100 граммов...
Самое мирное сражение
Люди старшего возраста стали больше общаться с российскими пограничниками, а молодежь не спешила. Вначале местные парни приходили и просто смотрели, как сотрудники ОМД играют по вечерам в футбол, а потом собрали свою команду и предложили померяться силами.
В результате было сыграно восемь матчей. Два россияне проиграли, а в шести одержали победу. Еще дальше пошли сотрудники погранподразделения в населенном пункте Хунзах, которые не только обыграли местных парней в волейбол, но и приняли участие в волейбольном турнире в Ленингори. В нем, к слову, выступали команды МЧС, МВД и КГБ Южной Осетии. Обыграв всех соперников, хунзахцы стали победителями.
«Спасибо, Россия!», «Спасибо, Путин!»
Именно эти слова выкрикивали жители города Цхинвала, когда сотрудники отдела мобильных действий Службы в Дербенте Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан возвращались из командировки домой.
– Когда уезжали, люди желали нам счастливого пути и не хотели отпускать, – вспоминает подполковник Нигматулла Абдуллаев. Говорили: оставайтесь, а то неизвестно, кто придет вместо вас.
С россиянами и Россией в Южной Осетии спокойно.
Виктор МОСКАЛЕНКО.
Подполковник, член СЖ РФ.
18 июля 2009 года