Геннадий Хасьминский

– У меня несколько главных вех в жизни, – как и полагается юбиляру, подводит он некоторые итоги. – Это вехи, сыгравшие большую роль в судьбе. И каждая, вот что удивительно, произошла волею его величества счастливого случая.

С этим можно и соглашаться, а можно и чуток поспорить. Уверена: господин счастливый случай «работает» на достойных. На тех, у кого есть своя мечта, есть трудолюбие, кто при всем том не завистлив, не карьерист, открыт людям. И разве только случайностью можно объяснять то, как юный новосибирский школьник Гена Хасьминский попал в театральную студию благодаря тому, что участвовал в кружке, который вела ведущая актриса знаменитого театра «Красный факел»? Геннадий уже тогда жил одним лишь театром, что, правда, печально отражалось на успеваемости в школе. И вряд ли случайно он выдержал огромный конкурс при поступлении – 40 человек на место.

Совершенно особенный – второй важнейший «случай» – произошел с ним, когда он, отслужив после студии год на сцене Театра юного зрителя, был направлен служить в армию. По месту дислокации части в Барнауле его ждала судьба в лице будущей и на всю жизнь единственной супруги Валентины Ивановны. Надо слышать, с каким уважением и одновременно гордой нежностью говорит о ней Геннадий Маркович: она кандидат медицинских наук, заведовала отделом в институте вакцин и сывороток (ныне завод «Аллерген»), изобрела сыворотку, которой широко пользуются медики при анализе крови... Их совместная гордость – сын Александр, известный ныне в крае врач, главный акушер-гинеколог Шпаковского района. Сын подарил замечательных внуков: Вадим и Инга сейчас успешно работают в Израиле.

Постепенно в беседе подбираемся мы к третьему счастливому случаю: приезду в Ставрополь. К тому времени молодой актер успел пройти – так было принято – несколько театров: после Новосибирска были Брест и Псков, но хотелось еще «поискать себя». В Москве на активно действовавшей в ту пору «Театральной бирже», что называется, у порога встретил народного артиста РСФСР Михаила Михайловича Никольского, мэтра Ставропольской сцены, как-то с ходу разглядевшего Геннадия и пригласившего к себе в труппу. Стоит заметить, что Ставропольская драма тогда имела высокий авторитет, ведь ее прошли многие известные отечественные режиссеры, работавшие потом в столичных театрах. А какие потрясающие актерищи – Данильченко, Фоменко, Бокова, Барташова, Котельникова! Бесконечно преданные театру. Что ни фамилия – колоритнейшая фигура. Хасьминского приняли очень хорошо, много довелось играть самых разных героев.

Кстати, именно театр косвенно «виновен» в четвертом счастливом случае в судьбе. В старые добрые времена артистов часто приглашали почитать что-нибудь или подготовить радиопостановку в популярном цикле «Театр у микрофона». Так у Хасьминского завязалось сотрудничество с журналистами, и как-то они попросили его сделать информацию о премьере в театре, потом еще и интервью с режиссером-постановщиком, научили пользоваться диктофоном, который тогда весил килограммов семь... Постепенно актер стал, по сути, нештатным корреспондентом. Причем таким активным, что уже через два года его приняли в Союз журналистов. Поэтому, когда в силу ряда семейных причин встал вопрос об уходе со сцены, проблем с работой не возникло. И смена профессии в достаточно солидном возрасте стала по-своему новым открытием собственных возможностей.

О журналистике Геннадий Маркович готов говорить бесконечно, ведь она подарила ему столько новых впечатлений и, главное, интересных встреч. Стоит лишь назвать несколько фамилий его героев, среди которых – звезды разных лет: Бейбутов, Утесов, Шульженко, Визбор, Ротару... А какие сюжеты из жизни края довелось озвучить! С улыбкой рассказывает Хасьминский о знакомстве со знаменитым на весь Советский Союз председателем колхоза, дважды Героем Социалистического Труда Николаем Терещенко. А было так. Работавшему в отделе информации Геннадию Марковичу сообщили из крайсельхоуправления: упали надои молока в колохозе «Путь к коммунизму» Степновского района, что и пошло в очередной выпуск. Утром грозный вызов «на ковер»: звонили аж из крайкома партии, шум стоит, что вы себе позволяете?! Сегодня уже далеко не каждый знает, что когда-то в крае был не один колхоз с распространенным названием «Путь к коммунизму». Словом, чиновники не тот район назвали, вот и оказалось передовое хозяйство в отстающих. Хасьминскому велели немедленно ехать на место и «реабилитироваться», чему он потом был безмерно рад, подружившись с легендарным Терещенко, превратившим затерянное в степи Иргаклы в самый настоящий рай на земле...

Пятым счастливым случаем Хасьминский считает приход к литературе. За время работы на краевом радио вышло около 200 его авторских часовых программ «Рандеву в прямом эфире» и «Это было недавно, это было давно» – о людях, известных и неизвестных, но интересных. Писатели, художники, артисты, колхозники, рабочие... Эти богатейшие материалы стали сначала серией газетных публикаций, а потом – одной, другой, третьей книгами. Сегодня эти книги могут служить учебным пособием будущим акулам пера и эфира. Недаром же в 2000 году выпускница отделения журналистики СГУ Ольга Деменюк успешно защитила дипломную работу по теме «Очерковое творчество Геннадия Хасьминского». Она подробно изучила все его материалы, хранящиеся в архиве краевого радио.

Не могла, конечно, не спросить у мэтра, слушает ли он современное радио и каково его мнение о программах.

– Отличие от нашего времени – небо и земля! – говорит Геннадий Маркович с заметной ноткой грусти. – Раньше радио было многожанровое, насыщенное мощными передачами. Сейчас пятиминутные, извините, выкидыши информационные. В эфире не стало живых людей, судеб, а жаль...

Многими причинами можно объяснять меняющуюся на глазах журналистику... А мне вот кажется: включи сегодня в программу те «старые» интервью Хасьминского, и оживут такие замечательные биографии, по каждой из которых хоть отдельную книгу пиши. И особое звучание каждому из тех репортажей и бесед придавал – и придает! – столь знакомый нам голос Хасьминского.

Наталья БЫКОВА

Свой голос / Газета «Ставропольская правда» / 17 июля 2009 г.