Солнце на выставке художника Александра Носова
Такие мысли посещают при знакомстве с открывшейся в краевом Доме народного творчества выставкой самодеятельного художника из Изобильного Александра Носова. Приуроченная к его 60–летию, она называется «И снова солнце», всем содержанием контрастируя с солидным возрастом автора, с его внушительного вида седовласой «львиной» шевелюрой и столь же белоснежной бородой то ли мудреца, то ли былинного Микулы Селяниновича.
– Автор подобных работ именно так и должен выглядеть – сродни сказочному герою–богатырю, – с улыбкой замечает методист ДНТ, организатор экспозиции Валентина Мозжелина. – И мы очень рады провести в стенах нашего дома выставку этого необычного художника.
В неординарности творческого кредо и почерка Александра Носова убеждают его холсты, представленные в небольшом зале ДНТ. Искусствоведы на своем профессиональном языке называют Носова ярким представителем наивного искусства. Вот, например, как выразился об этом течении один знаток: наивное искусство соединяет в себе неискушенную, незамутненную обыденностью душу художника и его природный талант, вместе эти качества приносят удивительные плоды. Галерею своих ни на чьи непохожих «плодов» и предлагает нам Александр Носов. Они невелики по размерам, зато будоражат взор буйством красок и буквально на каждом шагу ошарашивают неожиданностью образов. Как озадачили меня его «Ангелы» – странного, я бы сказала, «инопланетного» вида существа, такими нам нередко представляют в фантастических фильмах пришельцев из иных миров. Стоп! Но ведь и ангелы – не из нашего мира...
– Мы ведь с вами никогда не видели ангелов, а лишь их канонические изображения, значит, совершенно не знаем, какие они. В моем представлении – такие, – поясняет собственную версию ангельского облика Александр Иванович. – Все это написано на одном дыхании, как правило, поздно ночью пишу, когда кругом тишина. Так же и «Крещение» появилось...
Его «Крещение» не менее поразительно. Настолько, что не берусь даже описывать словами. Как невозможно подобрать слова, способные передать и большинство остальных работ художника. Ну, например, картина называется «Год Черной Лошади», но изображенная на ней лошадь – синего цвета! Кстати, на соседнем рисунке еще есть и абсолютно синяя курица... Впрочем, синий – явно из самых почитаемых автором цветов, правда, только после «главных» – желтого, золотого, красного.
– В Изобильном живет немало замечательных народных мастеров, самодеятельных художников. А когда нас пригласили туда посмотреть работы Александра Носова, мы едва взглянули – ахнули: красота неописуемая! – В голосе В. Мозжелиной – нескрываемое восхищение. – У нас в крае таких, как он, единицы. И наша задача всячески их поддерживать. У него везде, во главе всего – солнце... У него можно учиться добру...
По жизни Александр Носов – человек технической профессии, далекой от искусства. Учился на электромонтера контактных сетей в Кропоткинском железнодорожном училище. После службы в армии пошел электриком на завод, продолжил учебу, стал инженером. Но где–то в глубине его души всегда жила и тихо–тихо тревожила память о детском страстном увлечении рисованием. Наконец однажды вдруг осознал, что должен взять в руки кисть и выплеснуть на холст свои чувства.
Поначалу стремился быть «как все», старательно копируя понравившиеся пейзажи, лица... Словом, всерьез причислял себя к реалистам. И добивался неплохих успехов, десять лет назад удостоился выставиться в Ставропольском краевом музее изобразительного искусства. Почему же вдруг произошел поворот к «наиву»? Вроде бы не было рядом никого, кто мог натолкнуть, направить, «заразить». Наверное, приняло четкие индивидуальные формы глубоко личное восприятие мира, который художник видит именно так, а не иначе.
– Я никогда не стремлюсь к высокой технике, точности рисунка, а тороплюсь доверить холсту то, что у меня внутри, – поясняет Александр Иванович. – Никому не подражаю, да и вообще–то мало видел такого рода работ. Вот разве что в Белгороде, где довелось несколько лет назад участвовать в выставке наивного искусства. Но и после того остаюсь все равно самим собой!
Вот это, наверное, и есть главный секрет всех талантливых чудаков: быть всегда самим собой. Ну и, конечно, у каждого есть свои дополнительные секреты или, если хотите, причуды. К Александру Носову его будущие картины приходят... во сне, и к тому еще цветными! Счастливый человек! Кажется, к его возрасту похвалиться цветными снами мало кто может, не правда ли?
– Меня вдохновляет солнце... Человек не может без солнца, оно обогревает землю, дает всему жизнь.
Простые слова, а для него – как своя маленькая «национальная идея».
Среди ангелов и пейзажей Носова на особицу смотрится портрет Пушкина. Ощущение такое, что знакомый «африканский» облик поэта у художника рождался в минуты ироничного, юмористического настроения. Автор это почему–то отрицает, говоря, что вовсе не собирался писать, случайно вышло! Это и не портрет даже, а образ... И невольно приходит мысль о том, что недаром порой маститые искусствоведы часами простаивают у таких холстов, хмурят лбы и многозначительно молчат.
О творческих планах художник говорить что–то определенное не стал, лишь отрубил коротко, смягчив ответ кроткой улыбкой Микулы Селяниновича:
– Пока живешь, хочется что–то создавать.
Сегодня он уже снова наверняка творит нечто новое, найдя себе уголок в обычной городской квартирке. Спасибо, жена Алла Васильевна его понимает, не ворчит, наоборот, старается поддержать. А вот понимают ли его искусство «обычные» люди? Александр Иванович в этом нисколько не сомневается. Правда, особо выделяет из всей публики детвору, которая проявляет к его работам неподдельный интерес. Впрочем, вся представленная в Доме народного творчества экспозиция, на мой взгляд, хоть завтра готова стать прекрасной иллюстрацией к какой–нибудь детской книжке, только обязательно такой же цветной и яркой, как сны художника... Еще же добавлю вот что: в этот скромный зал, наполнившийся Солнцем, как мне кажется, обязательно нужно привести ребят, отдыхающих сейчас в летних лагерях. Им здесь все–все будет и близко, и понятно.
11 июля 2009 года