Автопортрет в музейном интерьере: выставка реставратора и художника Льва Бюлля
Вот такие удивительные слова известного русского философа Владимира Соловьева избрал эпиграфом для своей выставки не менее удивительный человек – реставратор и художник, мастер на все руки, мудрец и поэт Лев Бюлль (на снимке). Выставка, приуроченная к отмеченному недавно 85–летию Мастера, открылась в Ставропольском краеведческом музее–заповеднике им. Г. Прозрителева и Г. Праве, где Лев Николаевич трудится бессменно более полувека! Составители назвали экспозицию очень точно – «Автопортрет в музейном интерьере». Собственно, вся творческая биография Льва Николаевича неразрывно связана с музеем и доныне в нем продолжается. Каких только событий и фактов не отыщешь в этой судьбе, начиная от «изысканной родословной», по выражению открывавшей выставку замдиректора музея Людмилы Феоктистовой, и заканчивая великолепной чередой славных потомков.
Вот одна из многочисленных историй богатой биографии Бюлля, ставшая уже легендой среди музейщиков. В Ставрополе открывался филиал краеведческого музея, посвященный нашему знаменитому земляку, первому переводчику на русский язык Марксова «Капитала» Герману Лопатину. Естественно, шла огромная поисковая и подготовительная работа, тогда удалось наладить контакт с внучкой Лопатина Еленой Бруновной, передавшей музею коекакие экспонаты. В том числе уникальное первое русское издание «Капитала» 1872 года. Приглашенная на открывшуюся выставку почетная гостья с ужасом обнаружила, что уголок бесценной книги прикреплен к полке... гвоздем. Легко понять возмущение дарительницы, тут же ею горячо выраженное. И каково же было ее удивление, когда ей пояснили: это всего лишь муляж, а оригинал бережно хранится в фондах. Много лет трепетно сдувавшая с него пылинки Елена Бруновна не смогла отличить копию, выполненную Львом Бюллем с непревзойденной точностью и дотошностью первая страница «книги» с заглавием «Капиталъ» несла на себе все черты оригинала, от пожелтелостипомятости до мельчайших пятнышек и прочих примет почтенного возраста...
Таких экспонатов в музее за полвека деятельности замечательного реставратора накоплены едва ли не тысячи. Причем в самых разных жанрах и видах. Тут и объемные предметы декоративноприкладного искусства, и старинные карты, и восстановленные живопись, фотографии, документы. К примеру, никак не верится, что внушительные барельефы с фрагментами древних скифских изваяний сделаны из... пластилина, потом уже они станут основой для гипсовых форм, имитирующих подлинники в экспозиции. А вот буквально реанимированные картины известного художника Ю. Клевера «Зимняя ночь» и «Вечерний закат»: Лев Николаевич купил их по случаю на толкучке в совершенно безнадежном, казалось бы, виде. Свидетельством чему фотографии, запечатлевшие полотна перед реставрацией. На каждую картину у реставратора ушло по полтора года кропотливого труда, зато теперь так же трудно поверить, что с ними было когдато. Кстати, и сам Лев Николаевич, хоть и посвятил десятки лет возрождению произведений других мастеров, всегда увлеченно занимался живописью. Его работы, представленные на выставке, невелики по размерам, но каждая словно тихое, исповедальнодоброе окно в мир столь любимой автором природы: «Осенью в окрестностях Ставрополя», «Знойный вечер. Кугульта», «Домбай. Вечер в горах», «Зимний пейзаж. Теберда», «Хутор Соленое Озеро. Летний день»...
Это особый дар будучи реставратором, уметь почувствовать другого, часто совершенно неизвестного тебе мастера, и, не нарушив его мысль, попытаться донести ее до других, говорит ставропольский искусствовед Ольга Бендюк. И в то же время Лев Николаевич много работал как самостоятельный, тонкий, чуткий художник, следующий лучшим традициям русской живописной школы. А большинство его рисунков фактически документы своего времени.
Очень верно сказала, начиная первую экскурсию по выставке замдиректора музея, руководитель авторской группы Алла Макодзеба:
В популярной серии «Жизнь замечательных людей» явно не хватает одного тома посвященного Льву Бюллю! Потому что даже одни лишь факты его биографии потрясают.
Выходец из семьи московских интеллигентов, жившей в Сокольниках, совсем юным человеком Лев Бюлль в 1942м оказался в «местах не столь отдаленных» (немецкие корни сказались?), десять лет провел в Ныроблаге, что на Урале. Но уже там (!) проявил себя истинным художником, много писал, занимался самообразованием, в чем помогли и оказавшиеся рядом поэты, художники, журналисты... Портреты некоторых из них, написанные в неволе, можно сегодня увидеть на выставке. Магически притягивают взгляд полные таинственного очарования семейные фотоальбомы с замечательными лицами. Сегодня, кажется, уже нет таких одухотворенных лиц, как нет и таких пронзительно искренних фотографий... Трогательные приметы несгибаемости обитателя Ныроблага хранимые в семье доныне его собственноручные творения: шкатулка из кедра и зеркало в резной деревянной оправе, лагерная записная книжка со стихами... Лев Николаевич сумел сохранить и свой лагерный этюдник с нехитрыми самодельными инструментами спутниками его первых творческих опытов... В Ставрополь он попал случайно, после освобождения жить в столице не разрешили... Так Ставрополю повезло заполучить в свои жители личность незаурядную, про таких иногда говорят «штучный экземпляр».
Начинал здесь работу в мастерской крайсправки, вскоре попал в центральный Парк культуры и отдыха, где на тот момент собрались художники мастера на все руки. Это стало своего рода подготовительным этапом к последующей музейной деятельности Бюлля. Тут он попал в свою стихию! Всего сделанного им не покажешь в одном зале, таковых нужно не меньше пяти... Здесь каждый предмет уникален, каждый произведение реставраторского искусства, образчик высочайшего мастерства. Конечно, в разные периоды и заказы случались разные. Вот витрина, представляющая нам процесс реставрации документов периода Гражданской войны. Фотографии, восстановленные буквально из обрывков, и все вручную, со своими собственными секретами. Зато как живые смотрят на нас со снимка 1920 года бойцы Первой конной армии... Довелось покорпеть и над огромным количеством учебных наглядных пособий из коллекции Г. Праве. Вернуть людям уникальный карандашный рисунок, принадлежащий Коста Хетагурову. В Черкесске Лев Николаевич активно участвовал в создании с нуля краеведческого музея. Не иначе как чудом можно назвать его зарисовкиреконструкции предметов материальной культуры народов КарачаевоЧеркесии: изображения по своему качеству уровня самого точного цифрового фото. Там же в КарачаевоЧеркесии он немало потрудился над экспозициями Музеяпамятника защитникам перевалов Кавказа в Кобанском ущелье, Музее альпинизма и туризма, в музееусадьбе КрымШамхалова... В 1965 году гостей ВДНХ в Москве покорил просто сказочный, но соответствовавший реальному действующий макет Ставропольского ЦПКиО: макет был оставлен навсегда в запасниках лучших работ ВДНХ. Очень многие работы Бюлля часто публикуются разными авторами в книгах о регионе, его истории и людях. А всего удивительнее, с каким достоинством и молодым блеском в глазах Лев Бюлль олицетворяет собой расхожую фразу о том, что творец не подвластен возрасту! Он и сегодня напряженно работает, его маленькая типовая городская квартира, полученная им с верной спутницей Лидией Тимофеевной еще в 60е годы, давно стала мастерскойфилиалом музея.
Среди экспонатов выставки есть один, изготовленный не самим Бюллем, а его талантливой ученицей, возглавившей отдел реставрации: Галина Пирущая преподнесла в дар любимому учителю... его самого в образе весьма узнаваемого, только кукольных размеров художника с палитрой в руках. Помоему, лучше всяких комплиментарных речей этот «миниБюлль» передает человеческое тепло и признательность Мастеру. Так порой в большой и дружной семье от всей души любящие дети выражают свои чувства к старейшине рода.
3 июля 2009 года