Стало с некоторых пор по улице Спартака в Ставрополе.
Улица эта, хотя и находится в самом центре города, не из самых широких: узенькие выщербленные тротуары, а проезжая часть такая, что двум встречным легковушкам только-только разминуться. Но зато здесь весьма оживленное движение автотранспорта, что совсем не удивительно.
Такие фуры-длинномеры оккупировали и без того узкую улицу Спартака в Ставрополе: ни проехать, ни пройти

Такие фуры-длинномеры оккупировали и без того узкую улицу Спартака в Ставрополе: ни проехать, ни пройти

© Фото: Филипп Крайний

На Спартака, кроме частного сектора и нескольких жилых многоэтажек, находится и ряд учреждений: краевое министерство строительства и архитектуры, медицинское страховое общество, хлебный и пивоваренный заводы, редакции нескольких газет, типография... Соответственно и автомашин – личных и служебных – скапливается немало. Любой обитатель улицы подтвердит, что найти здесь место для парковки своего авто, да и просто проехать по дороге – дело порой весьма непростое.

А с началом летнего сезона «автопокорение» Спартака стало и вовсе сродни экстремальному вождению. Дело в том, что одну из полос (а то и все полторы) проезжей части практически каждый день «оккупируют» фуры-длинномеры, оставляя другим участникам дорожного движения узенькую дорожку для проезда. Причем в выборе места стоянки водители этих громадин особо не церемонятся: перекрывают и без того крошечные парковки, «мостятся» под невероятным углом вдоль газонов и тротуаров, на перекрестке, прямо на пешеходном переходе, умудряются стать на противоположных сторонах дороги, сужая проезд до невероятно узенького просвета. В общем, проблемы эти «постояльцы» создают немалые: движение по улице затруднено, автомобилист, пытающийся по встречной полосе объехать такого «растопырившегося динозавра», закрывающего весь обзор, рискует либо лобовым столкновением с другим авто, либо наездом на неожиданно вышедшего из-за грузовика пешехода, либо «встречей» с выбирающейся с парковки машиной. За примерами ходить далеко не надо – здесь уже зафиксировано ДТП: «Тойота», пытавшаяся объехать вставшую «на мертвый якорь» на углу улиц Спартака и Розы Люксембург фуру, столкнулась со встречным жигуленком седьмой модели. К счастью, в автоаварии люди не пострадали, но вот автомобилям досталось изрядно... Виновником ДТП, насколько известно, посчитали водителя, не сумевшего безопасно объехать длинномер. Ну а водитель фуры, перегородившей всю улицу, формально неподсуден...

Добавим, что зачастую водители грузовиков оставляют свои машины с работающим двигателем. И клубы выхлопных газов отнюдь не способствуют улучшению экологической обстановки.

– У нас прямо под окнами останавливаются эти фуры, – жалуется жительница улицы Нина С. – Порой по часу моторы ревут – вонь и гарь в квартире неимоверная, хоть окна все и закупорены. И детей страшно на улицу выпускать – того и гляди сшибет машина, ведь из-за этих фур ничего на дороге не видно.

Судя по надписям на бортах и стикерам на лобовых стеклах грузовиков, это – клиенты пивоваренного завода, причем не только местные, но и ростовчане, краснодарцы, адыгейцы, москвичи... Когда корреспондент «СП» попытался выяснить, почему шоферы длинномеров оккупировали улицу, ответом были хмурые взгляды и реплики типа: «А идите вы все...». Причину подобной неприветливости в конце концов пояснил водитель Сергей из Ростовской области. Если выбросить все эмоциональные словечки, сказал он следующее:

– А что делать?! Приезжая за товаром, я каждый раз теряю полдня в ожидании: например, сегодня я по графику должен загружаться в 14 часов дня. То есть к этому сроку я уже должен быть в Ставрополе и стоять наготове около ворот предприятия. Опаздывать нельзя – даже десятиминутное опоздание повлечет штраф. И вот приезжаешь к назначенному времени, а оказывается, что впереди тебя – целая очередь из еще незагрузившихся. Вот сейчас уже половина шестого вечера, а на загрузку только въехала машина, которой было назначено на восемь часов утра. И сколько, к примеру, мне еще ждать, совершенно неизвестно. И ведь не придерешься – в условиях договора прописано, что ждать загрузки я могу в течение 12 часов.

– Но ведь можно «стать на якорь» где-то в другом месте, где пространства побольше?

– Ну где я вам буду это место искать? На территорию завода нас не пускают, а город ваш знаю плохо, где можно безболезненно стать на стоянку, не представляю. А потом – я же не знаю, когда мне позвонят со склада и велят заезжать. Пока я выберусь с отдаленной стоянки, пока доеду... Кто меня ждать будет, пустят другого, а мне еще и неустойку впаяют.

– Но ведь ваши машины мешают всем обитателям улицы: и жителям, и сотрудникам всех учреждений. И народ, честно говоря, сильно недоволен таким соседством.

– Да разве я не понимаю, что это непорядок? Но какой у меня выход? Думаете, нам очень хочется по полсуток здесь торчать, нам за простой не платят. К тому же часами изнывать в кабинах, где, извините, никаких бытовых условий, а потом, измучившись на жаре, гнать машину домой – удовольствие сомнительное.

Позиция одной стороны понятна. А что же говорят по этому поводу на пивзаводе? Как пояснил заместитель директора Казбек Хапчаев, вины предприятия в том, что улица «оккупирована» длинномерами, нет. График отгрузки, по его словам, соблюдается четко, за этим следит диспетчер, а вот водители порой разводят «самодеятельность»: приезжают не к назначенному времени, либо слишком рано, либо опаздывают. И в том, и в другом случае им приходится ждать. Отсюда и скопление «неурочного» большегрузного транспорта на Спартака.

– Всех ожидающих двор завода вместить просто не в состоянии, – сказал К. Хапчаев, – если бы водители четко соблюдали график загрузки, то, я уверен, такого скопления транспорта на улице не было бы. А так я иногда даже прошу охранников завода выйти за территорию и убедить водителей поставить свои фуры как можно более компактно.

И все-таки, что же делать людям, уставшим от засилья грузовиков? Ведь выяснилось, что даже ГАИ не может ничего предпринять для «разруливания» этой ситуации. Как пояснил инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОВД по Ленинскому району Ю. Николаев, раз на улице нет знаков, запрещающих движение большегрузного транспорта или его стоянку, то длинномеры могут здесь становиться «на якорь» на законном основании.

Но как быть в этом случае с Правилами дорожного движения, пункт 12.4. которых недвусмысленно гласит, что: «Остановка запрещена, в частности, на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении; в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов». А в том, что эти правила регулярно (и безнаказанно) нарушаются водителями длинномеров, может убедиться любой желающий.

Получается, выхода нет и не предвидится? По крайней мере, пока не закончится сезон неумеренного поглощения народом разогретого летним зноем пиво-водной продукции? Или решение все-таки найти можно? Редакция готова изучить соответствующие предложения заинтересованных лиц и организаций.

Филипп КРАЙНИЙ

Ни пройти, ни проехать / Газета «Ставропольская правда» / 26 июня 2009 г.