Хирурги
Подобные письма – не редкость в редакционной почте. Жаль только, что мы по причине нехватки газетной площади не всегда имеем возможность их публиковать. Нечасто удается и побывать в лечебном учреждении, где работают медики, о которых тепло отзываются пациенты. Но для посещения хирургического отделения третьей городской клинической больницы Ставрополя недавно появился еще один веский повод: в ежегодном профессиональном конкурсе, приуроченном ко Дню медицинского работника, звания «Лучший хирург города–2009» добился Валерий Королев – один из ведущих врачей этого ЛПУ.
– Он моя правая рука, – сказал при встрече о В. Королеве Владимир Ворушилин, – трудится в больнице уже больше 20 лет, очень грамотный, очень работоспособный и очень человечный специалист.
Оказалось, В. Ворушилин и В. Королев закончили Ставропольскую госмедакадемию и ординатуру на базе третьей горбольницы почти одновременно – с разницей в один год. Они учились у одних и тех же профессоров и врачей, которые прославили ставропольскую хирургическую школу, – у Ю. Гилевича, П. Долганина, М. Георгиади, В. Щербаченко и других. И оперировать самостоятельно начали в третьей горбольнице, где и работают бок о бок третий десяток лет.
Становление обоих как профессионалов совпало с процессом специализации в хирургии. В 90–х годах хирургические отделения в ставропольских стационарах разделились по профилям: второй горбольнице «достались» колопроктология и гнойная хирургия, краевой – сосудистая, а третьей – так называемая общая хирургия и «диабетическая стопа». В итоге через несколько лет в Ставрополе появились узкие специалисты, досконально разбирающиеся в хирургическом лечении того ли иного заболевания.
К ним можно смело причислить и врачей, работающих сейчас под руководством В. Ворушилина. Он возглавляет отделение почти 19 лет, кроме того, является главным внештатным хирургом города. Под его началом трудятся и такие «асы», как В. Королев, имеющий огромный опыт, признание коллег и высшую квалификационную категорию, и молодые специалисты, уже подающие большие надежды, – Александр Немчинов, Борис Чимшит, Оксана Дагова.
Работы у хирургов всегда много. Операции идут практически непрерывно: три дня в неделю – плановые, а в остальное время – экстренные, ведь третья больница каждый месяц девять суток дежурит по городу. И тогда сюда в любой час дня и ночи везут и раненных в криминальных разборках, и покалеченных в пьяных драках, и обычных мирных граждан с язвенными кровотечениями, с внезапными приступами различных внутренних болезней.
Здесь оперируют на желудке, кишечнике, печени, желчном пузыре и других органах брюшной полости. Одними из первых в Ставрополе хирурги отделения начали делать щадящие, малотравматичные (без разреза) лапароскопические операции. Теперь даже воспалившийся аппендикс удаляют через прокол в брюшной стенке. Новые методики применяются и в хирургии грыж – больного в короткие сроки возвращают в строй, произведя имплантацию сетчатого эндопротеза, выпуск которого недавно освоили в России. Вот и такое развивающееся направление в медицине, как пластическая хирургия, уже нашло в третьей горбольнице своих приверженцев. Здесь производят коррекцию тела пациента после перенесенных травм, различных болезненных и возрастных изменений.
Но самый значительный опыт накоплен в хирургическом лечении одного из грозных осложнений сахарного диабета – гангренозного поражения нижних конечностей, именуемого у медиков «диабетическая стопа». Хирурги третьей горбольницы были пионерами освоения этой технологии в Ставрополе. Они научились эффективно бороться с помощью скальпеля и с другим серьезным эндокринологическим заболеванием – патологией функции щитовидной железы.
За год через их руки проходят до 1500 больных, и каждый, можно сказать, оставляет зарубку на сердце врача. Ведь всякий раз, простояв за операционным столом несколько часов, сняв маску и халат, он и после этого не перестает беспокоиться за исход хирургического вмешательства, снова и снова мысленно проходит каждый этап, тревожится, правильными ли были его действия и как отреагирует на них организм пациента. А когда хирургу приходится принимать решение в считанные секунды по ходу операции, его ответственность за жизнь больного многократно увеличивается.
– Работать становится все труднее, – говорит В. Ворушилин в заключение нашей беседы, – несмотря на то, что улучшается оснащение больниц оборудованием и аппаратурой, появляются новые лекарства. Больные, как правило, медлят обращаться за медицинской помощью. Вот и в наш стационар 38 процентов пациентов поступают только через сутки после острого начала заболевания. Между тем уже научно доказано, что в этом случае риск летальности, то есть смертельности, увеличивается в 40 раз...
Но что заставляет людей откладывать до последнего свой визит к врачу – тема уже для другого, отдельного разговора.
20 июня 2009 года