«Ставропольская правда» уже писала о том, что на заседании краевого парламента в мае депутаты довольно активно обсуждали предложения о возможном структурном изменении ГДСК. От каких-либо кардинальных «ломок» в итоге все же решено было отказаться. Тем не менее сейчас в комитетах Думы слушается вопрос о внесении некоторых изменений в регламент ГДСК. О сути новаций мы беседуем с депутатом парламента Ставрополья Романом САВИЧЕВЫМ: Роман Савичев

– Сразу отмечу, что я вхожу в число авторов законопроекта, который мы вносим на рассмотрение на июньское заседание Госдумы края. Регламент парламента в числе прочего определяет порядок избрания заместителей председателя. В частности, проводится тайное голосование за ту или иную предложенную кандидатуру. Получить должность вице-спикера ГДСК депутат может только в том случае, если за него проголосует больше половины депутатского корпуса, то есть сейчас это не менее 26 человек. При этом, согласно регламенту, в нынешнем созыве однажды отклоненная кандидатура уже не может быть предложена для повторного голосования.

На мой взгляд, это не совсем логичное положение, и намного целесообразнее внести поправку, что на должность заместителя председателя парламента одного и того же депутата можно выдвигать не более двух раз. Причем в том случае, если это изменение в регламент будет одобрено депутатами, можно будет провести повторное голосование за то, чтобы одно из освободившихся недавно кресел вице-спикеров занял депутат Юрий Гонтарь. В частности, лично я поддерживаю его кандидатуру. Ведь получается, что сейчас в руководстве Госдумы края сбалансированно не представлены крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ. И по моему мнению, настоящего баланса и паритета можно будет достичь только в том случае, если заместители председателя ГДСК будут представлять как раз четыре ключевые фракции нынешнего созыва. Это, скажем так, уже наработанный положительный опыт нашего парламента.

– Роман Валерьевич, насколько я знаю, это не единственный момент, касающийся формирования структуры Госдумы СК, который не устраивает ряд депутатов...

– Это действительно так, есть и другие инициативы. Наряду с упомянутым мной законопроектом готовятся также изменения в закон о ГДСК. Правда, вынесены на заседание парламента они будут несколько позже. Дело в том, что нынешний закон о Думе давно пора переработать. И прежде всего привести в соответствие с федеральным законодательством.

Только один пример. Так, на должность спикера Госдумы края выдвигать кандидатуру может каждый депутат. Однако при этом только председатель сейчас вправе называть тех, кто, по его мнению, достоин должностей его заместителей. Где здесь логика? Получается следующее: при том что Дума – это, подчеркиваю, коллегиальный орган, состав ее руководства зависит исключительно от волеизъявления одного человека. Такое положение дел, я уверен, однозначно нужно менять. В выдвижении кандидатов в первые лица Госдумы края должен быть задействован весь депутатский корпус.

– Поговорим о других – скажем так, более масштабных – инициативах краевых депутатов. В последнее время на думских планерках, заседаниях комитетов и круглых столах довольно часто парламентарии поднимают жилищный вопрос. В частности, говорилось в числе прочего и о том, что слишком малы субсидии на покупку жилья различным категориям населения. В результате это приводит лишь к тому, что армия так называемых отказников от заветных когда-то сертификатов растет. На ваш взгляд, прислушается ли в нынешних условиях федеральная власть к предложениям регионов, ведь не только Ставрополье заявляет о недостаточности субсидий.

– В условиях регулярного секвестрирования бюджета, безусловно, очень трудно найти дополнительные финансы не только для субсидий на покупку жилья незащищенными категориями населения, но также на решение других не менее важных проблем этой сферы – замена донельзя ветхих коммуникаций, проведение капремонта жилого фонда и т.д. Что касается последнего, то очень разумным можно считать решение федеральной власти создать фонд содействия реформированию ЖКХ. Да, возникает немало проблем, пока выстраивается система. Тем не менее регионы получили реальные деньги с целевым назначением.

Если же говорить об упомянутых субсидиях, то, я уверен, федеральная власть не останется глухой к просьбам регионов. Вот совсем недавний пример. В конце мая президент Д. Медведев принял лидера ЛДПР В. Жириновского с группой партийных активистов. «Ставрополка» сообщала, что в разговоре принял участие координатор Ставропольского регионального отделения партии, вице-спикер ГДСК И. Дроздов. В частности, именно он поднял проблему недостаточности субсидий, выделяемых государством на приобретение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны. Глава государства ответил, что уже в ближайшее время суммы будут увеличены до 36 тысяч рублей за квадратный метр.

– В продолжение жилищной темы. Некоторые проблемы сугубо местного уровня нередко получают общекраевое звучание. Так, к примеру, получилось с конфликтом, развернувшимся в поселках Нефтекумского района между компанией «РН-Ставропольнефтегаз» и местными коммунальщиками. Ситуация получила немалый общественный резонанс. Вы в суде как раз представляли интересы администрации одного из поселков. В итоге у нефтяников удалось отсудить несколько десятков миллионов на ремонт жилья, которое ранее было ведомственным... Насколько типична такая ситуация?

– О типичности или распространенности подобных случаев я бы говорить не стал. В том, что касается поселков Затеречный и Зимняя Ставка Нефтекумского района, речь идет исключительно о полном исполнении одной из сторон своих обязательств, четко прописанных в договоре. Спор администрации поселка Затеречного, местного муниципального унитарного предприятия «ЖКХ» и ОАО «Роснефть – Ставропольнефтегаз» длился несколько лет. Суть его в следующем: в 2002 году нефтяники, безвозмездно передавая ведомственное жилье на баланс муниципалитета, добровольно заключили с последним соглашение. Согласно ему на ремонт изрядно «изношенных» к тому времени домишек компания в течение 2003-2007 годов намеревалась выделить отдельными траншами в общей сложности 157 миллионов рублей. Собственно, эти деньги поселки получили в срок, а МУП «ЖКХ», выступавшее и получателем средств, и подрядчиком, почти все ремонтные работы выполнило.

Согласитесь, уже на основании сказанного мной возникает справедливый вопрос: что значат слова «почти»? То есть почему в некоторых домах селян обещанный ремонт так и не был завершен вовремя? Дело в том, что администрации поселка уже в судебном порядке пришлось отстаивать еще часть предназначенной на эти цели суммы. Ведь в упомянутом мной договоре был и такой пункт: финансы выделяются компанией с учетом ценовой политики правительства РФ и инфляции. А это означает, что каждые полгода сумма выплат должна была пересчитываться в соответствии с текущими ценами и инфляционными процессами. Не станет новостью утверждение, что это обычная цивилизованная практика финансовых взаимоотношений. Но именно этот пункт компания долгое время отказывалась выполнять.

Когда конфликт перешел в судебную плоскость, защищать интересы администрации Затеречного и коммунальщиков – а вместе с ними, по сути, и местных жителей – стало юридическое агентство «СРВ», которое я возглавляю. В итоге суд признал обоснованность заявленных администрацией и МУП «ЖКХ» требований и определил взыскать с нефтяной компании 43,8 миллиона рублей.

– А вы следите за исполнением решения Фемиды, присужденные деньги уже выплачены коммунальщикам?

– Безусловно, мы отслеживаем этот процесс. «РН – Ставропольнефтегаз» неоднократно пыталась оспорить не только вынесенное решение, но и правомерность действий приставов. Однако их обращения были признаны необоснованными во всех инстанциях.

Юлия ПЛАТОНОВА