Попробуйте представить Машук без телебашни на вершине? Какое там… Они сжились, срослись, будто изначально были единым целым. Немыслим Пятигорск и без телестудии у подножия горы, откуда 19 сентября 1959 года поплыла по волнам эфира первая передача, подготовленная журналистами краевой студии телевидения.
Вадим Хачиков (слева) рассказывает посетителям музея об истории Пятигорской телестудии

Вадим Хачиков (слева) рассказывает посетителям музея об истории Пятигорской телестудии

© Фото из архива

Сколько их было потом – этих передач! Сколько талантливых, преданных своему делу людей работали на телестудии и продолжают трудиться сейчас!

Всех перечислить, о каждом рассказать – дело неподъемное. Но приоткрыть хотя бы некоторые страницы истории известной провинциальной студии страны попытаемся.

* * *

В углу длиннющего коридора телестудии дверь. А за ней – вся история телевидения на Ставрополье. Этот музей десять лет назад создал известный краевед, ветеран телестудии Вадим Хачиков. А вот и он сам: невысокий, крепкий, ладно скроенный. И невероятно энергичный. Сколько ему лет? Ну 60, ну с гаком…

– Скоро 80 стукнет!

Пусть родился он в станице Лабинской Краснодарского края, пусть судьба на годы забрасывала то в Ставрополь, то в Ленинград, пусть ныне у него квартира в Ессентуках – Вадим Александрович всегда был и остается пятигорчанином.

В Пятигорск Хачиковы переехали до войны, когда маму пригласили в тогдашнюю столицу Ставрополья в краевой комитет компартии. Потомственная дворянка, она тем не менее считалась ценным партийным работником. Папа-бухгалтер не возражал. Жили в историческом центре: сначала на Кировском проспекте, потом в курортной зоне. Эти старинные улицы, эти старорежимные особняки, где бывали Пушкин, Лермонтов, Толстой, раз и навсегда завладели душой и сердцем юного Вадима.

– Я «ушиблен» Пятигорском, – признается Вадим Александрович.

А еще Хачиков с молодости «ушиблен» горами и журналистикой.

Студентом Пятигорского пединститута пришел он в музей «Домик Лермонтова» со своей статьей о великом поэте. Интеллигентного юношу там приветили, предложили поработать экскурсоводом. В 1956 – 1957 годах «Пятигорская правда» опубликовала целую серию статей Вадима Хачикова о Лермонтове и лермонтовских местах.

Тогда-то его и заприметила редактор городского радио Зинаида Шведова: «Вадим, идите к нам работать». Милая обаятельная старушка и сильный журналист, она любила подбирать и воспитывать юнцов.

– Но я-то хорошо писал о Лермонтове, а заметки о выполнении плана, о трудовом энтузиазме... Бывало, пошлют меня за материалом – обойду все предприятия: «Ой, да у нас ничего нового нет…», «Да вы же у нас на прошлой неделе были». Сяду на лавочку – хоть плачь. Но Зинаида Павловна успокоит, снимет телефонную трубку: «Михал Иванович, а как у вас…», «Паша, помните, вы мне рассказывали….». Глядишь, и выпуск готов.

А тем временем под боком разворачивалась грандиозная стройка: в Пятигорске создавали одну из первых региональных телестудий в стране.

«Сооружение этого «объекта семилетки» потребовало от строителей огромного труда. Только объем одного аппаратно-студийного комплекса составлял более 15 тысяч кубических метров. Причем это было здание сложной конструкции – с помещением студийного павильона в 300 квадратных метров, с многочисленными аппаратными и редакционными комнатами, обширным подвалом для кондиционеров. Рядом предстояло построить гаражи, бассейн для охлаждения воды, а неподалеку жилой дом. А еще – передающую станцию и 100-метровую вышку на вершине Машука, которую приходилось возводить в очень сложных условиях», – так, спустя 50 лет, рассказывает о тех днях летописец телестудии Вадим Хачиков.

Но вышка вышкой, аппаратные аппаратными, а нужны были и кадры. Где взять профессионалов-телевизионщиков? Кто-то, как Владимир Правдин и Владимир Быховец, пришел из кинохроники; кого-то, как Владимира Баранова, Бориса Истомина, Леонида Полонского, «перетащили» с других телестудий. Но в основном опирались на местные кадры: газетчиков, радийщиков, а то и вчерашних школьников – юношей и девушек, мечтавших работать на телевидении.

Вот и Вадим Хачиков с 1961 года в штате Пятигорской студии.

В бесконечных поездках по краю в филологе-лермонтоведе неожиданно пробудился интерес к сельскому хозяйству. Полтора десятка лет он увлеченно рассказывал телезрителям о подъеме зяби, севе озимых, обрезке деревьев.

– И даже когда в отдел новостей перевели, я опять-таки больше о сельском хозяйстве сообщал. Меня даже агрономом называли, – улыбается он.

Очень интересовало Вадима Александровича и лесоводство. Написал книгу о лесоводах песчаной зоны Ставрополья «Укрощение дракона». Ее долго мурыжили в издательстве, но все-таки выпустили.

Отдельная тема – селекция. На опытной станции под Буденновском журналист познакомился и подружился со знаменитым селекционером Глебом Петровым. Много раз приезжал к нему, вникал во все тонкости искусства преображения растений, собрал десятки папок с вырезками о селекционном деле. Несколько лет писал книгу о Петрове, но… Никто не поддержал, денег на издание найти не удалось...

В любом творческом коллективе, а тем более в таком большом и сложном, как телестудия, всевозможные трения, интриги, а то и шекспировские страсти неизбежны. Прошел через это и Вадим Хачиков. Одно время он был главным редактором студии, но новый директор Юрий Костенко решил радикально обновить коллектив и снял с главредов к тому времени уже ветерана Хачикова.

– Жаль, что он ко мне так отнесся. Я мог бы стать его единомышленником, – спустя три десятка лет не скрывает огорчения Вадим Александрович. – Но если отбросить все личное, Юрий Александрович сделал много хорошего для студии.

Ни о ком, даже о тех, с кем когда-то были напряженные отношения, от Хачикова не услышишь худого слова. В крайнем случае промолчит, пожмет плечами… А вот похвалы расточает щедро: и тот у него необычайно эрудированный, и этот на редкость трудолюбивый… Отчасти поэтому именно ему руководство поручало готовить тексты изданий и к 40-летию, и к 45-летию Пятигорской студии. Плюс талант исследователя и высокая культура письменной речи, которые отличают Хачикова-писателя.

…Первая его книга увидела свет еще в 1964 году: в Ставропольском книжном издательстве вышла повесть об альпинистах «Шесть ударов».

С детства Вадима тянуло в горы. И когда работал на телестудии, как отпуск – в походы. Исходил весь Западный Кавказ от Эльбруса до Туапсе. Получил значок «Альпинист СССР», закрыл первый разряд по горному туризму и уже выходил на кандидата в мастера, но тут его направили в Ленинград, в высшую партийную школу. На этом со спортом закончил, однако увлечение осталось. Вадим Хачиков – первый президент Пятигорского клуба туристов. Десятки раз сам поднимался и водил группы на вершины кавминводских гор-лакколитов. Последний поход совершил, когда ему было уже 75.

…На Развалке группу, в которой были женщины и дети, застал сильный дождь. Та тропинка, какой поднимались, превратилась в скользкое месиво. И тогда Вадим Александрович оставил их в укрытии, а сам отправился на разведку через скальные «перья» Развалки. Там и посуху-то перебраться непросто, а по мокрым скалам… Но справился ветеран: нашел более пологий и безопасный спуск, вывел людей.

Сейчас Вадим Александрович в горы уже не ходит, зато в прошлом году увидел свет еще один сборник его очерков об альпинистах «Притяжение высоты».

Но главным героем творчества Хачикова-краеведа был и остается Пятигорск. К 220-летию любимого города вышел роскошный фолиант «Пятигорск – вечно юный и прекрасный». На днях увидел свет интереснейший сборник «Пятигорск во времени и пространстве». А буквально за день до нашей встречи Вадим Александрович поставил последнюю точку в рукописи о пятигорском трамвае.

Маститый автор сотрудничает и с газетами. Его очерки об исторических улицах и памятниках Пятигорска с завидной регулярностью появляются на страницах печатных изданий. Одно время, при поддержке администрации КМВ, Пятигорская телестудия готовила программу «На Водах». И там Хачиков был постоянным автором исторической части.

Все написанное, изданное, отснятое с его участием – со счету собьешься перечислять. Но еще папок сто с вырезками и метров сто полок с литературой в квартире Вадима Александровича ждут, когда до них дойдут руки хозяина.

– Я не могу просто сидеть. Сейчас пытаюсь побыстрее «доработать» исторические улицы и памятники и собрать в одну книгу все написанное о Пушкине, Лермонтове, Толстом. Очень бы хотелось подготовить большую энциклопедию Пятигорска, – делится планами ветеран. И выдает сокровенное:

– Если все это сделаю и останутся еще силы и энергия, то остаток жизни посвящу Лермонтову. С него начал, им и хочу закончить.

*****

…А пока каждый понедельник и четверг в коридорах студийного комплекса непременно встретишь заслуженного работника культуры РФ Вадима Хачикова. Он не в гости наведывается, а служит. Ведь музей, что хранит и пополняет Вадим Александрович, эта овеществленная память о славном полувековом пути – был, есть и останется источником вдохновения для нынешнего и будущих поколений пятигорских телевизионщиков.

Николай БЛИЗНЮК

Влюбленный в Пятигорск / Газета «Ставропольская правда» / 5 июня 2009 г.