00:00, 27 мая 2009 года

Евгений Болховитин: антикоррупционный законопроект готовится на Ставрополье

– Евгений Васильевич, есть разные, в том числе нелестные отзывы об «антикоррупционном» законопроекте, принятом на прошлом заседании в двух чтениях с оговоркой о возможности дальнейшего внесения поправок. Критики, в частности, считают его «беззубым» и «вялым», не способным реально сдвинуть проблему. Что вы скажете на это?

– Следует сразу пояснить, что документ разрабатывался в соответствии с действующим федеральным законом, какие–то дополнительные ограничения, которых в нем нет, вносить депутаты не имели права. И тем не менее, если вспомнить, в каком виде законопроект поступил в комитет, то сделано немало по его доработке. Не случайно он так долго не вносился на заседание краевого парламента. В феврале от правительства были получены поправки, которые значительно конкретизировали его и усилили. Но и после этого разработка документа шла непросто. К участию в ней комитет привлек максимальное количество учреждений и общественных организаций, чтобы рассмотреть проблему со всех сторон. Два заседания комитета и четыре рабочей группы были посвящены этой теме. Надо сказать, от участников обсуждения поступило немало интересных, справедливых замечаний, в частности, от уполномоченного по правам человека в СК А.Селюкова, которые депутатам импонировали. Однако от многих предложений пришлось пока отказаться, чтобы не войти в противоречие с федеральным законодательством.

Комитет предлагал принять законопроект в одном чтении, потому что вопросов остается еще много. Однако от правительства поступило предложение форсировать события. По всей видимости, губернатор готов пойти на то, чтобы, пусть пока несовершенный, но закон такой был, то есть была бы база, от которой можно двигаться дальше. Кстати, ускорили принятие проекта не в ущерб качеству, потому что в итоге не получили ни одного замечания ни от прокуратуры, ни от управления юстиции. А достижением законопроекта безусловно можно считать пункты об экспертизе законопроектов и правовых актов органов власти края на предмет их антикоррупционной составляющей, что позволит избавиться от лоббирования интересов в худшем его проявлении.

– В чем же будет состоять последующая доработка законопроекта?

– Будут внесены дополнения по антикоррупционному мониторингу. Это означает, что работа над документом на этом не прекращается. Комитетом уже получено поручение о формировании рабочей группы, в которую с учетом поступивших предложений будет включен более широкий круг общественных организаций, в частности, «Центр противодействия коррупции» из Лермонтова, с которым недавно установили контакт. Надеемся мы также и на конкретизацию федерального закона о противодействии коррупции, дабы тот не остался чистой декларацией, не имеющей практического применения. Надеемся также на расширение региональных полномочий в этой сфере.

Конечно, депутаты не могут быть «на все сто» довольны своей работой. Это к слову о «беззубости» законопроекта. Но, с другой стороны, и то уже хорошо, что на проблему из проблем российской действительности обратили внимание. Конечно, надеялись на то, что документ будет конкретнее. Но ведь законотворчество не стоит на месте. Надеюсь, и наши федеральные коллеги того же мнения.

– Другой, не менее актуальный вопрос. Торжества в честь Дня Победы отгремели, в городах и весях прошли чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Что теперь? Я о грустной краевой статистике. Из 600 ветеранов, стоящих в очереди на получение жилья, в 2008 году обрели крышу только 12. А ведь президент Д.Медведев в своем указе недвусмысленно распорядился решить вопрос, не затягивая.

– Главная причина такого «черепашьего хода» – несоответствие спущенных «сверху» нормативов реальной рыночной цене квадратного метра. Для нашего региона планка остановилась на риске 23,5 тыс. рублей. Тогда как в Кабардино–Балкарии – 24,1 тыс. руб., в Астраханской области – под 30 тыс., в Краснодарском крае – за 30 тыс. рублей. Не способствует скорейшему решению проблемы и другое ограничение: по закону ветерану положено 22 квадратных метра. Квартир такой площадью попросту не строят, а сделать доплату для человека, живущего на пенсию, нереально. Из каких исходили позиций, принимая решение по Ставрополью, не знаю. Но ясно другое, что, не изменив исходных показателей, мы рискуем не выполнить указ президента. Однако ж, если вы помните, вопрос о принятии обращения на эту тему от имени депутатов к президенту и председателю правительства РФ с повестки дня прошлого заседания ГДСК был снят. Ждем ответа из ГДРФ. Если быстрых действий не последует, я лично буду настаивать на возвращении к первоначальному варианту действий: надо «стучаться» к первым лицам государства.

– Еще один долгожданный закон вышел «из недр» вашего комитета – «О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях».

– Казаки давно настаивали на развитии казачьей составляющей в образовательной отрасли края. Хотя нам безусловно и сегодня есть чем гордиться. Создано более 100 кадетских казачьих классов в общеобразовательных школах, разворачивают свою работу три казачьих лицея в Иноземцево, Михайловске, станице Григорополисской. Готовится к открытию еще один казачий лицей в Кисловодске. Решается вопрос о возвращении казачьей направленности Александровскому профессиональному агротехническому лицею № 38. Всего казачьим образованием разной формы сегодня уже охвачено 3600 ребятишек. Уверяю вас, казачата ведут себя собранней и серьезней, не имеют времени для ничегонеделания. А потому и родители охотно определяют их в такие учреждения.

Новый «кадетский» закон сослужит свою службу на ниве образования. В каждом федеральном округе есть кадетский корпус, находящийся на бюджетном финансировании. Пришла пора и нам иметь такой. Сейчас решается вопрос, в каком регионе ЮФО он будет располагаться. Очень надеемся, что выберут Ставрополье.

– Сегодня казаки также принимают активное участие в поддержании общественного порядка?

– Точно так. Вот только действующим краевым законом «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка» не предусмотрено для них никаких социальных гарантий. А если, скажем, в столкновении с хулиганами кто–то получит травму, из каких средств помочь человеку? Необоснованно, на мой взгляд, полномочия по поддержанию общественного порядка и привлечению к этому населения переданы на муниципальный уровень. Местная власть денег на эти цели попросту не имеет. Получается, руки у нас связаны, приходится идти обходными путями, закладывать средства в краевые целевые «казачьи» программы, чтобы хоть как–то поощрить помощников милиции. А ведь в том же положении и другие народные дружинники, не из казачьего сословия. Раньше для них предусматривались разного рода льготы. А сегодня ничего, работа строится на голом энтузиазме. Ситуацию надо исправлять: право–охранительные органы нуждаются в добровольных помощниках.

– Время от времени слышны отголоски конфликта между «реестровыми» и «общественно–политическими» казаками, кто из них более казак?

– У реестровых (государственных) казаков только одно преимущество: они несут службу и поддерживаются государством финансово. Они могли бы сотрудничать и дружно уживаться в рамках одного сословия, к которому равно принадлежат. Я много раз говорил и повторю: чем больше будете разъединяться, тем больший вред нанесете движению. Не надо соревноваться в навешивании друг другу ярлыков, образно говоря, бить своих, чтоб чужие боялись. А вместе можно было бы эффективнее поддерживать традиции, военно–патриотическое воспитание. Вопросов же много нерешенных. Зачастую не во что одеть казачонка. Из реестровых земель, предназначенных казакам, используется только треть. А все потому, что не выяснены правовые вопросы о собственности, не хватает сельхозтехники для обработки. Сельхозпредприятия в свое время отдавали то, что им негоже, и техническую базу утаили, причитающуюся на те наделы казачьи. Работы невпроворот. И сообща ее выполнить всегда легче. Очень надеюсь, что это понимание придет.

«Закон будет доработан»
Газета «Ставропольская правда»
27 мая 2009 года