Игорь Епринцев. Где «растут» налоги
- Игорь Иванович, снижение ставки налога для малого бизнеса, работающего по«упрощенке», коснулось примерно 10% предпринимателей, не более. А, скажем, перейти на льготную систему можно только в новом налоговом периоде. Получается, больше говорили об ослаблении налогового бремени? Какие еще бонусы можно ожидать малому бизнесу?
– Ставрополье – единственная территория, снизившая ставку так радикально, в три раза, с 15 до 5% без какой–либо дифференциации налогоплательщиков по категориям. Конечно, можно попенять в сторону правительства, что нужно было пораньше заявить о новации... Не было такой возможности внести поправки на уровне края до принятия соответствующих решений в отношении федерального закона. Впрочем, тот, кто внимательно следит за новостями, помнит, что посыл на эту тему премьер–министром страны был сделан еще до нового года. Кто сориентировался в конце прошлого года, тот безусловно выиграл. Если быть точным, то снижение налога коснулось 30% налогоплательщиков, работающих по «упрощенке»: это те, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Конечно, в общей массе предпринимателей это не так много. Как вы понимаете, троекратное снижение – мера вынужденная, антикризисная и ставка будет действовать в течение нынешнего года. Одновременно, чтобы ослабить удар по бюджету, предусмотрена компенсация выпадающих доходов для муниципалитетов в сумме более 150 млн. рублей.
Что касается иных, как вы выразились, налоговых бонусов для малого бизнеса, то следует помнить, что в первую очередь мы должны руководствоваться действующим законодательством. И, к сожалению, далеко не все во власти краевых парламентариев. Действует строгое разграничение налоговых полномочий. Скажем, льготы по земельному налогу – прерогатива местной власти, по налогу на прибыль, акцизы, НДС – федеральной. Даже если речь идет о региональных полномочиях (например, налог на имущество), каждая новация прежде тщательно просчитывается, чтобы не возникло проблем с будущим финансированием расходных обязательств как краевых, так и муниципальных. Однако приятная новость для малого бизнеса имеется. В настоящее время в комитете прорабатывается законопроект о налогообложении в форме патента для 69 видов деятельности. Это даст значительные преимущества тем, кто знает, каковы примерно будут его затраты и какая прибыль. Предприниматель выкупает патент на определенный срок и, как говорится, на время забывает о том, что есть налоговая служба.
Еще с одним предложением Государственная Дума Ставропольского края по инициативе комитета по бюджету планирует выйти в Госдуму России – о сокращении ставки налога для тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. Чтобы придать вес этой инициативе, прежде обратились за поддержкой в Российский союз промышленников и предпринимателей. Правда, ответа пока не дождались.
– Транспортный налог также находится в краевой компетенции. На недавнем заседании вашего комитета рассматривался вопрос о его повышении для отдельных категорий транспортных средств, в том числе с двигателями мощностью свыше 150 лошадиных сил.
– По расчетам исполнительной власти, выступившей с этой инициативой, за счет повышения ставки можно получить более 60 млн. рублей дополнительного дохода в бюджет. Однако депутаты задались вопросом: а стоит ли в период экономического кризиса увеличивать налоговую нагрузку на автомобилистов? Тем более что в этот разряд попадают и фермеры, и предприятия строительной сферы, где используются мощные машины. Вопрос решено изучить повторно в рамках рабочей группы, чтобы вынести какой–то окончательный вердикт.
– Краевой бюджет уже претерпел значительную перекройку. Какие у нас перспективы на будущее?
– Расходы, как известно, еще до начала текущего бюджетного года были сокращены на 4,3 млрд. рублей. Это означает, что меньше денег будет потрачено на содержание органов власти, реализацию краевых и ведомственных программ, проведение капитальных строительства и ремонта. Это означает, что придется сосредоточиться на наиболее актуальных направлениях и объектах с высокой степенью готовности. Но секвестрирование на этом, к сожалению, не закончилось. Возможно, нас ожидает очередное урезание расходов. Будет это сокращение на 1 млрд. или 4 млрд. рублей, покажут результаты поступлений доходов в бюджет края за пять или шесть месяцев. Утешает, что, по мнению экономистов, мы уже достигли «дна» кризиса или близки к этому. А это значит, что скоро станет легче и можно будет вернуться ко многим долгосрочным планам, которые временно отодвинуты на второй план.
– Игорь Иванович, почему так неэффективно подчас работают краевые целевые программы – некоторые выполняются на 10–20%, не более? Как можно повысить их КПД?
– Профильные комитеты стараются следить за исполнением утвержденных на заседаниях ГДСК программ, однако для полноты оценки хотелось бы иметь от исполнительной власти не только сухую цифирь, но и конкретную расшифровку каждой статьи, чтобы иметь четкое представление об истинных причинах недоработок. Причина низкого КПД, на мой взгляд, заключается в следующем: отсутствует общественная экспертиза, что позволяет министерствам лоббировать свои интересы «с запасом», отсюда несбыточность многих закладываемых в программу показателей. Есть и субъективные причины – смена правительства, например, произошедшая в середине прошлого года. Принимали одни, а выполнением занимаются другие люди. Финансовый кризис также подпортил картину.
– На последнем заседании Думы «шпаги скрестили» по вопросу об увеличении ставки налога на тотализатор, работающий на Пятигорском ипподроме, которая поднята до максимальной отметки. Почему доводы исполнительной власти не убедили депутатов?
– Игорный бизнес на территории края запрещен. Исключение сделано, как известно, только для тотализаторов. Представленные в комитет экономические выкладки не показались депутатам достаточно убедительными. У хозяев ипподрома вообще трудно было добыть какую бы то ни было информацию. Согласитесь, что это неправильно. Закон должен основываться не на «сказках» и предположениях, а на конкретных расчетах. Кроме того, очень мало примеров, где действовали бы до сих пор такие преференции для тотализаторов, как у нас.
– Реально ли увеличить в крае число муниципалитетов, живущих «на свои», а не за счет дотаций из краевого бюджета? Как заинтересовать местные власти в развитии собственных экономик?
– Я думаю, реально. Заинтересованность в этом есть и у муниципалитетов, и у краевых властей. Ведь сегодня есть даже такие муниципальные образования, которые финансируются из краевого бюджета на 70–80%. Повысить заинтересованность на местах можно, только если дадим возможность заработать больше, чем мы даем дотаций. У кого хватит сил и желания, тот воспользуется такой возможностью. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. При формировании бюджета на 2008 год удалось передать на местный уровень часть транспортного налога. В настоящее время работаем над другими предложениями в законодательство, которые способны в большей степени заинтересовать муниципалитеты в развитии собственной налогооблагаемой базы, открытии новых источников доходов. Надо учитывать, что налоги «растут» на местах и делают, сливаясь воедино, полновесными как региональные, так и федеральный бюджеты. При этом разрешения, как распорядиться заработанным, приходится испрашивать у вышестоящей власти. Такой расклад действительно не кажется нормальным. Но в силу многих обстоятельств реформировать систему возможно только пошагово, не делая резких движений. И постепенно, я думаю, ситуация будет смещаться в сторону большей самостоятельности органов местного самоуправления.
26 мая 2009 года