Программа льготного автокредитования не пользуется популярностью
Напомним, суть этой системы в том, что государство берет на себя обязательства по частичному погашению процентов по кредиту. Скидка составляет 2/3 от ставки рефинансирования, которая недавно снизилась до 12,5 процента. Необходимыми условиями для получения льготной ссуды является отечественное происхождение автомобиля, также его стоимость не может превышать 350 тысяч рублей. А кроме того, клиент должен быть согласен оплатить сразу не менее 30 процентов стоимости машины. Последняя же выплата по кредиту должна быть осуществлена не позднее 31 декабря 2011 года.
Уже в апреле, когда стартовала программа, стало ясно, что далеко не каждый автомобиль, попавший в соответствующий список Минпромторга России, можно будет приобрести на упомянутых выше условиях. Собственно, в окончательный льготный перечень попали 22 модели Lada и семь «условно–иномарок»: Renault Logan Chevrolet NIVA, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Skoda Fabia и UAZ Hunter. Простейший мониторинг цен показывает, что машины последних шести марок за 350 тысяч сейчас найти очень сложно. За такие деньги они уже не продаются: даже базовая комплектация этих авто заметно перешагнула установленный Минпромторгом ценовой предел.
К примеру, не совсем понятно, как вообще в списке оказался внедорожник Chevrolet NIVA. Его стоимость в минимальной комплектации в салонах Ставрополя оказалась не ниже 412 тысяч рублей. Проверено на себе: после вопросов о льготном кредите продавцы моментально теряют интерес к покупателям, скупо сообщая, что данная модель из «программного» списка выпала давно.
Впечатление, что в льготный список Минпромторга некоторые автомобили включены скорее для галочки, возникает и при поисках дешевого Ford Focus. Слишком уж много «но» возникнет у желающего приобрести его по программе субсидирования автокредита. Дело в том, что этот автомобиль в простейшей комплектации стоимостью до 350 тысяч рублей был произведен в России очень небольшой партией. Да и популярностью эта модель отнюдь не пользуется: так, по данным «Автостата», в прошлом году из всего объема проданных «фокусов» на эту комплектацию пришлось всего 0,8 процента. Потому автосалоны для льготной покупки готовы сейчас предложить только трехдверный хэтчбэк с объемом двигателя 1,4 литра. При этом крайне скупа цветовая гамма: как пояснили корреспондентам «СП» в салонах, можно будет выбирать лишь между белым или синим кузовом. Кроме того, оказалось, что ждать эту версию в Ставрополе придется не менее полугода.
Выяснилось, что закончились в Ставрополе и нелюксовые Skoda Fabia, стоившие ровно 350 тысяч рублей и предполагавшие наличие усилителя руля, аудиоподготовки и одной подушки безопасности. В принципе еще есть надежда у ставропольчан заполучить такой экземпляр, правда, ждать таковой придется как минимум полтора–два месяца. При этом официальные дилеры не скрывают, что вот–вот и эта Skoda Fabia поднимется в цене.
Продолжаем список. Минимальная стоимость автомобиля Fiat Albea составляет ныне 366,5 тысячи рублей. А Kia Spectra в дешевой комплектации еще в начале года поднялась в цене до 379 тысяч рублей. Та же история – с моделью UAZ Hunter, предлагающейся как минимум по 378 тысяч. Правда, на отсутствие в ставропольских салонах этих машин жаловаться отнюдь не приходится. И вполне возможно, что именно избыток новеньких авто на складах побуждает дилеров, как говорится, выкручиваться и идти навстречу клиентам. В частности, нам сразу была предложена следующая схема: выпадающую разницу можно внести в кассу «налом», а для банка салон проведет машину аккурат по 350 тысяч рублей. И, что называется, по рукам: выйдете вы из салона с двумя договорами купли–продажи: один – с настоящей ценой, второй – уже с кредитной...
На фоне этого понятно, что авторынок в рамках льготной программы, скажем так, «стремится» к ВАЗу. Это обусловлено не только утвержденным в программе ассортиментом моделей, но и тем, что лишь при покупке моделей «Лады» у покупателя появляется хоть какой–то выбор комплектаций. Хотя, как выяснилось, ставропольские продавцы тольяттинских машин не против «подвести» под программу и более дорогие экземпляры – например, «люксовую» Lada Priora и спортивную версию Lada Kalina. Собственно, схема та же: два договора и разница наличкой в кассу.
Тем не менее мысли о том, что эти условия должны заметно увеличить число поклонников продукции «АвтоВАЗа», исчезают при виде «пейзажей» во дворах салонов официальных дилеров: они просто до отказа забиты новенькими машинами. «Лады» самых разных модификаций чуть ли не громоздятся одна на другой даже на газонах и между деревьев.
Статистика и отчеты банков свидетельствуют, что особой популярности льготная программа автокредитования не приобрела: с апреля ей воспользовались не более четырех тысяч россиян, что никоим образом не повлияло на упавший уровень продаж. И куда большим спросом и без того у немногочисленных ныне покупателей авто пользуются все же собственные кредитные программы автопроизводителей: в ряде случаев они более выгодны клиенту. Как минимум за счет меньшей бумажной волокиты, демократичных процентных ставок и возможности почти неограниченного выбора моделей.
P.S. К слову, на информационных лентах буквально на днях появились краткие сообщения о том, что Министерство промышленности и торговли РФ планирует расширить программу льготного автокредитования. В частности, предложено поднять ценовой порог до 600 тысяч рублей, а первоначальный взнос по кредиту уменьшить до 15 процентов. Фактически это дает возможность в перспективе включить в перечень Минпромторга Volga Siber и такие модели иномарок российской сборки, как Volkswagen Polo, Skoda Octavia, Hyundai Accent и Chevrolet Lacetti. По некоторым данным, могут в нем появиться также «газель», Fiat Ducato и малый коммерческий автомобиль Fiat Doblo.
23 мая 2009 года