00:00, 8 мая 2009 года

Ветеран «Невинномысского Азота» Михаил Самохвалов еще в строю

Уже на следующий день небо над Уфой было черным от наших самолетов, летевших с востока к линии фронта. Все были уверены – фашиста разобьем в кратчайшие сроки на его же территории. Но вести с полей сражений приходили неутешительные. Потому тыл стал вторым фронтом, где лозунг был один: «Все для победы». Шестнадцатилетний Миша вместе со своими сверстниками работал на уборке в зерновом колхозе. Когда туда прибыли, оказалось, что прошлогодний урожай прямо перед началом войны был продан в Германию. Последние эшелоны с зерном, наверное, еще шли к границе, когда фашисты напали на Советскую страну.

В годы войны не приходилось выбирать, что и как делать. Где ты нужней, туда Родина и посылала. Потому пришлось герою нашего рассказа рыть траншеи для новых телефонных линий. Успел он даже, окончив сокращенные учебные курсы, побывать в геологической партии на Урале: стране нужно было сырье для обескровленной промышленности.

А в феврале 1943 года надел Михаил Самохвалов военную форму. Его направили в Гурьевское пехотное училище, которое было эвакуировано в Казахстан из Одессы. Но в Гурьеве курсанты пробыли недолго: морем, по Каспию, их направили в Астрахань. Плыли в трюме нефтеналивной баржи, так что парами бензина надышались изрядно. А тут еще два легких немецких бомбардировщика, невесть как оказавшиеся над баржой, скинули на нее пару бомб. Благо не попали, но волной смыло с палубы бак с питьевой водой… А плыть надо было еще около полутора суток. Всякое бывало…

В Астрахани, бывшей на военном положении, курсантов муштровали по 12 часов в сутки. Да еще надо было выявлять заброшенных диверсантов–«светлячков», которые ночами с помощью фонарей корректировали работу бомбардировщиков, наводя их на стратегические объекты.

Обстановка на фронтах была тяжелая, а потому курсантов, не доучившихся до лейтенантов (пообещали присвоить только сержантское звание), кинули на Юго–Западный фронт. Здесь и принял Самохвалов настоящее боевое крещение: определили его сражаться минометчиком. Сколько раз попадал под бомбежки, обстрел, уж и не помнит. Но и сам врага бил крепко. А под обстрелами старался прикрыть командира батальона (фамилию его за давностью лет не помнит). Комбат смеялся: «Мы с тобой, Самохвалов, либо вместе в рай вознесемся, либо вместе выживем»,

Многочисленные мелкие контузии привели к тому, что у Михаила Самохвалова стало катастрофически падать зрение. А тут еще лихорадка привязалась. В общем, комиссовали уфимца подчистую, предстояло ему длительное лечение. Но просто так отсиживаться где бы то ни было Самохвалов не привык. Потому поступил в уфимский филиал Московского нефтяного института. А затем, после войны, пришлось год побыть и в Германии, где изучали наши спецы технологию производства жидкого топлива из угля. Завод по выпуску такой смеси вскоре построили в Сибири, в Ангарске. Там и трудился молодой специалист–уфимец. Шел по ступенькам профессиональной карьеры и стал начальником цеха по производству катализаторов. К тому времени от выпуска жидкого угольного топлива отказались, и ангарские заводы выпускали широкий ряд химической продукции: аммиак, формальдегид, мочевину и т.д.

Легкой работы Самохвалов не искал, хотелось ему в самую гущу событий. А потому в 1964 году поехал в Невинномысск, где одно за другим пускались производства нового азотно–тукового завода. Здесь тоже главным делом Самохвалова стали катализаторы, без которых наладить крупнотоннажное производство химпродукции невозможно.

Михаил Николаевич считает, что ему очень повезло работать рядом с легендарным главным инженером химического комбината Вячеславом Низяевым, который в Невинку тоже прибыл из Ангарска. Низяева за его порывистость, самоотдачу рабочие завода уважительно прозвали Чапаем. Нередко он и ночевал в новых цехах комбината, где шли пусконаладочные работы. Такое было время.

А для самого Михаила Самохвалова, проработавшего на «Азоте» более 20 лет, история завода – это не страницы книг и не экспонаты музея, а годы, пропущенные через сердце. И сегодня, в свои 83 года, на месте Михаил Николаевич не сидит. Участвует в общественной жизни, каждый день изучает прессу (кстати, «Ставрополку» Михаил Самохвалов уже читает несколько десятков лет). Он входит в актив Совета ветеранов «Невинномысского Азота». А сам, будучи ветераном войны, знает, что отношение к тем, кто в лихую годину защищал Родину, на предприятии особое. Всех стараются окружить вниманием и заботой. Получают от родного «Азота» ветераны положенные льготы (например, ежеквартальную доплату к пенсии). Оказывается поддержка в экстренных ситуациях. Накануне Дня Победы ни один солдат той войны, как и во все предыдущие годы, не остался без подарков, единовременной денежной помощи, теплых слов.

Немало на «Азоте» традиций, связанных со священным для каждого днем. Не первый десяток лет, например, шефствуют химики над обелиском в честь воинов 18–го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, павших в боях за Невинномысск. Сегодня здесь пройдет торжественный митинг. В эти праздничные дни в Архызе также стартует организованная «Азотом» традиционная Вахта памяти, посвященная героическим защитникам Кавказа.

Сергей ВЕТЕР
«Через годы, через расстояния»
Газета «Ставропольская правда»
8 мая 2009 года