00:00, 30 апреля 2009 года

Сиротство – проблема социальная

Министр образования СК Алла Золотухина сообщила, что в крае сейчас 13 тысяч детей–сирот и оставшихся без попечения родителей. Причем 96 процентов — это сироты при живых родителях. За последнее десятилетие таких ребятишек стало больше на 60 процентов. Что, безусловно, говорит о социальном неблагополучии в обществе. Как помочь детям, брошенным на произвол судьбы собственными родителями? На протяжении многих лет их направляли на воспитание в различные госучреждения. Сегодня, сказала министр, нам не стыдно за детские дома, в них чисто, уютно, есть игровые комнаты, гостиные и спальни, а ребятишки хорошо накормлены, одеты и присмотрены. Но в последнее время в нашем крае (и в России) обратились к новым формам жизнеустройства сирот. Это передача их в семьи — усыновление, опека, патронат, семейно–воспитательные группы и т. д. Сейчас на Ставрополье 119 детей воспитываются в 49 приемных семьях, действуют 15 патронатных семей, многих сирот взяли под опеку родственники, есть и усыновленные. Большинство вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, удается сразу передать в семьи. Способствовала этим процессам принятая в крае законодательная база, увеличившая как пособия на содержание ребят, так и выплаты приемным родителям.

Казалось бы, остается только радоваться. Однако прозвучавшие на заседании коллегии данные наводят и на размышления иного толка. Рост семейного жизнеустройства сопровождается увеличением числа детей, которые возвращаются приемными родителями в госучреждения. В 2008 году возвратов было 95. Адаптация ребятишек в семье сложна, это процесс объективный. Но сказываются и ошибки органов опеки и попечительства в подборе кандидатов в приемные родители. Не секрет, что мотивацией для некоторых становятся прежде всего материальные интересы. Увы, психологическое тестирование кандидатов не является по российскому законодательству обязательным, как и обучение будущих приемных родителей. Эти «лазейки» можно устранить, приняв соответствующую нормативную базу на краевом уровне. Необходимы и квалифицированное психолого–педагогическое сопровождение приемной семьи, и своевременный контроль за ней. Между тем из представлений прокуратуры явствует, что в ряде территорий органы опеки осуществляют контроль формально либо забывают о нем. Деятельность их порой сводится к сбору и оформлению необходимой документации. Отмечены прокуратурой Ставропольского края и другие нарушения. Так, есть случаи, когда обследование условий жизни кандидатов в усыновители производилось не представителями органов опеки и попечительства, а депутатами местных советов, работниками муниципальных администраций и т. д.

Подводя итоги, А. Золотухина в своем выступлении говорила о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно–правовой базы, касающейся служб жизнеустройства детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительных льготах, предоставляемых семьям, усыновившим таких детей, и внесении других дополнений в закон Ставропольского края «О социальной поддержке приемной семьи». Главное в работе, сказала министр, сегодня и в будущем не забывать, что речь идет о детях, обделенных семейным теплом, которые тем не менее должны вырасти полноценными людьми и гражданами России.

Коллегия рассмотрела также вопрос «О программе психолого–педагогического сопровождения школьников Ставропольского края по планированию образования» и другие. Состоялось награждение победителей конкурса «Лидер в образовании Ставрополья–2009». В работе коллегии принял участие председатель комитета Государственной Думы Ставропольского края по образованию, науке и культуре Евгений Бражников.