Новые требования к маршрутным такси на деле еще не действуют
Игра по новым правилам
– Первое изменение заключается в том, что останавливаться для посадки и высадки пассажиров маршрутки теперь могут только на остановочных пунктах, а не там, где вздумается выйти пассажиру или подобрать «голосующего» человека водителю, – рассказал госинспектор Евгений Костючек. – А в тех «устоявшихся» местах, где обычно садится или выходит много народа, должны быть оборудованы остановки «по требованию». Во–вторых, отныне движение маршрутных такси должно осуществляться по графику, то есть на каждой остановке пассажирского транспорта должны появиться таблички с указанием, какие маршруты такси здесь проходят, каков интервал движения, во сколько начинает и заканчивает работу тот или иной маршрут. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, обязательно наличие такой информации: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилии водителя и кондуктора; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перево–зок пассажиров и багажа; номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа. Кроме того, провоз пассажиров должен осуществляться только по билетам, а перевоз багажа — по квитанции. Кстати, во время междугородных поездок билет дает пассажиру право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале.
Новшество Госавтоинспекция приняла с воодушевлением: чего греха таить, количество аварий и нарушений ПДД водителями маршруток зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы.
Реалии перевозок
Однако с момента вступления в силу постановления правительства РФ прошло уже больше месяца, а изменений в «поведении» маршрутных такси ставропольцы пока что не заметили. Автор этих строк был сам свидетелем тому, как резвые «газели» и «баргузины» останавливаются, где вздумается водителю, причем нередко в местах, где остановка запрещена ПДД: на «зебрах», перекрестках, посреди проезжей части и т. д. Билетов и прочих «прибамбасов» вроде багажных квитанций и табличек с реквизитами перевозчика в салонах маршруток пока тоже никто не видел. Да и не все остановочные пункты пока что оборудованы в соответствии с требованиями постановления. Дело, видимо, упирается в финансы — в условиях кризиса муниципалитетам не так–то легко найти лишние деньги на оборудование остановок и прочие упорядочивающие пассажирские перевозки мероприятия.
– К сожалению, контролировать, как перевозчики исполняют новые требования, госавтоинспекция не может, – говорит Е. Костючек, – контроль возложен на администрации муниципальных образований, центральные диспетчерские службы, министерство промышленности, транспорта и связи. Сейчас УГИБДД ГУВД по СК подготовило письмо в администрацию Ставрополя с запросом, как реализуется постановление правительства РФ.
С тем же вопросом к «контролерам» обратились и корреспонденты «СП». В краевом центре это отдел пассажирских перевозок управления пассажирских перевозок и дорожного хозяйства комитета городского хозяйства администрации города. Того воодушевления, с которым новшества приняли госавтоинспекторы, здесь не наблюдается. По словам начальника отдела В. Горяйнова, если с оборудованием транспорта и остановок все относительно понятно: этим должны заниматься их собственники, то по поводу правомерности остановок по требованию мнения расходятся. С одной стороны, как уже было сказано, данное постановление правительства РФ запрещает маршруткам осуществлять посадку и высадку пассажиров где попало, а также предписывает упорядочить и обозначить остановки «по требованию». С другой — есть федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», вступивший в силу в мае 2008 года. И он предусматривает два вида остановок при осуществлении регулярных перево–зок: в установленных остановочных пунктах и в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту этих самых перево–зок по требованию пассажира или «голосующего». На какой из документов ориентироваться? В. Горяйнов уверен, что федеральный закон имеет приоритетное значение. «Вернее всего было бы перед вступлением в силу новых правил организовать круглый стол с участием всех задействованных в их исполнении сторон, – говорит он, – надо было заранее согласовать позиции и выработать единое мнение по применению нововведений. Пока же получается, что крайними остаются водители маршрутных такси».
А вот в краевом министерстве промышленности, энергетики, транспорта и связи никаких противоречий в применении ФЗ и правительственного постановления не видят, как и необходимости в их обсуждении. Хотя и ожидают принятия дополнительных подзаконных актов, которые уточнят и адаптируют новые нормы к действительности. Но это в большей степени касается правил оборудования остановочных пунктов. Что же до того, где дозволено «принимать на борт» и высаживать пассажиров, то «нужно просто внимательно читать оба документа», – сообщили нам в отделе транспорта. Здесь больше обеспокоены русской народной традицией перевозки пасажиров в такси (как маршрутных, так и легковых) без билетов или любых других бланков строгой отчетности. «Это прямое упущение налоговой службы», – прокомментировал эту ситуацию представитель министерства.
А страдают пассажиры
Но разговоры разговорами, а настоящее, самое что ни на есть живое обсуждение новых правил происходит, конечно, в самом общественном транспорте и, чаще всего, на повышенных тонах. В особенности в маршрутках, в которых передвигается по городу значительная, если не сказать основная, часть активного населения Ставрополя. И здесь царит полная неразбериха. Начнем с того, что еще совсем недавно во многих «газельках» красовалось однотипное объявление, в котором пассажирам разъяснялись причины того, почему им теперь невозможно сойти там, где захочется, со ссылкой на «закон администрации г. Ставрополя». Все бы ничего, да только не издает городская администрация законов, потому как не имеет на то полномочий. Зато из этого прецедента напрашивается вывод о том, что перевозчики не сразу уразумели, откуда идет инициатива. Справедливости ради, надо сказать, что к настоящему времени первопричину все же нашли, и объявления повсеместно перепечатали. Впрочем, народного возмущения это не убавило, тем более что нередко водители, отказывая в остановке по требованию пассажирам, тут же притормаживают, чтобы подобрать еще одного «клиента».
Что касается оборудования остановок в соответствии в новыми требованиями, то, по словам В. Горяйнова, в краевом центре этот процесс идет: новыми табличками с указанием видов регулярных перево–зок пассажиров и багажа, расписания, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, интервалов движения транспорта уже обзавелись около 70 процентов установленных (постоянных) остановок Ставрополя. Впоследствии эта информация будет дополнена сведениями об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.
А вот при организации «узаконенных» остановок по требованию иногда случаются странности. Видимо, из–за отсутствия денег в городской казне кое–какие из них попросту опасны для жизни и здоровья пассажиров. Например, остановка на проспекте Ворошилова в Ставрополе аккурат вблизи Андреевского рынка. Причем, собственно, остановкой ее назвать–то и нельзя: просто к фонарному столбу привертели табличку, где указан номер маршрута маршрутного такси. Однако, как видно на фотографии, на этом дело и закончилось: «отабличенный» столб стоит за железной оградой, протянувшейся вдоль проезжей части, и остается только догадываться, в каком месте ожидающим транспорт пассажирам нужно стоять на этой «остановке»: то ли прямо на дороге, рискуя угодить под колеса машин, то ли, заботясь о своих жизни и здоровье, за забором, а когда такси «тормознет», перепрыгивать через эту преграду. Но такое «преодоление барьеров» под силу только молодым и прытким, а никак не бабушкам–дедушкам, возвращающимся после похода по рынку. Наверное, самый простой выход — сидеть в ожидании маршрутки на ограде, как воробьи на жердочке...
28 апреля 2009 года