00:00, 25 апреля 2009 года

«Лохотрон» с доставкой на дом

В данном случае я ничего не придумываю. Именно такая история произошла с моим соседом, который от одной московской фирмы получил большой конверт с пачкой красочной макулатуры, а также с «персональным уведомлением» о выигрыше единственного первого приза в 365 тысяч рублей, который, дескать, он выиграл благодаря «уникальному номеру удачи». Для получения денег надо, мол, выписать (с предоплатой) какой–нибудь товар из предложенного каталога и отправить заказ в течение 14 дней (иначе «приз передадут другому лицу!»). При этом, если сумма заказа превысит 1000 рублей, фирма в довесок пришлет чудо–аппарат из набора техники «Хай–Фай». Тут же на картинке и сам «набор» с безобразно дорогими DVD, «плазмами» и «компами». И все это со словами: «вы выиграли», «пришло время потребовать ваш приз», «первый победитель» и т. д. Причем для особо, наверное, мнительных «победителей» в конверт засунули фото милой старушки с легким синдромом Дауна на лице и с рассказом о том, как благодаря этой фирме она построила себе новую дачу.

В общем, все красиво, если бы не одно «но»… На внутренней стороне конверта очень мелким шрифтом (таким, что и не прочитать) напечатаны «условия проведения маркетинговой акции с целью продвижения новых товаров по почтовым каталогам» (то есть продают кирпич по цене самолета с доставкой на дом). Так вот в этих «условиях» победитель – это, как выясняется, всего лишь один из целой кучи «клиентов», приглашенных к участию в акции. При этом «номер удачи» является общим для всех (!) получателей каталога. И он просто позволяет вам биться в финале акции за те самые 365 тысяч, которые, судя по «персональному уведомлению», итак уже ваши! Причем финалиста каким–то «неслучайным образом» определяет загадочная «комиссия». Иными словами, приза вам не видать до Второго Пришествия.

Мой сосед ради эксперимента заказал мини–пылесос за полторы тысячи, дабы получить обещанный подарок из набора техники «Хай–Фай». Пылесос ему прислали, но вместо «домашнего кинотеатра с вертикальным взлетом» он получил чудо китайской инженерии в виде калькулятора за 20 рублей. А потом его еще полгода бомбили письмами, радуя «выигрышами» от 200 тысяч до миллиона…

Откуда эти «маркетологи» берут наши почтовые адреса? Отовсюду. Есть, например, конторы, которые специально составляют базы данных. Цена в такой базе – несколько центов за имя и адрес. Информацию добывают по–всякому. Вспомним, сколько раз давали мы свои координаты посторонним или заполняли анкеты. Кроме того, можно однажды разгадать и отправить для участия в конкурсе призовой сканворд или заказать по почте какой–нибудь «супербальзам» – и тут же оказаться «под колпаком» у различных контор, которые к тому же имеют общую базу данных, куда постоянно вносятся новые адреса потенциальных «клиентов».

И потому ничего удивительного, если абсолютно разные «Рога и копыта» будут почти одновременно умолять вас забрать у них «принадлежащие вам» призы и подарки в обмен на заказ яйцерезки за 600 рублей. Кроме того, может прийти письмо какой–либо «провидицы», которая буквально «в этот четверг в 6.30 утра» взглянула на ваши звезды и поняла, что без ее книги стоимостью 900 рублей, которую она рекомендует, вы больше не жилец…

По мнению юристов, судиться с такими конторами, в общем–то, бесполезно. Ведь хоть и мелким шрифтом, но все–таки они пишут, что клиент не единственный претендент на приз. Что до прямых обещаний «миллионов», то это просто… недобросовестная реклама. А за нее у нас, как известно, не сажают. И хотя фирмы, которые вот так дурачат народ, по сути, являются мошенниками, сами они таковыми себя не считают, а свое «кидалово» с рассылкой писем культурно называют «агрессивным маркетингом».

Впрочем, кроме рассылки, есть и другие варианты «честного отъема денег». Однажды я увидел заманчивое объявление о «работе на дому» (заполнение бланков, вырезание этикеток, обработка корреспонденции и т. д.). Для контакта был указан безликий «а/я». От меня просили письмо–заявку плюс конверт с обратным адресом.

Я отправил. И получил ответ: фирма из города Пензы предлагала получить «приличные деньги» (до 25 тысяч рублей в месяц) за 2–4 часа работы в день! Для этого нужно заказать у них стартовый комплект рабочих материалов с инструкциями по заработку всего лишь за… 600 рублей и еще 85 отдать за пересылку. Далее говорилось, что они не могут выслать эти материалы бесплатно потому, что сами (вот незадача–то!) их покупают. За сколько – не уточняется, но не думаю, что пачка «недорезанных» бланков с этикетками будет стоить бешеных денег. Зато если заказать бандероль в течение 7 дней, то «абсолютно бесплатно» (про 600 рублей уже забыли) вышлют «Уникальный справочник надомных работ» и пособие «Как стать богатым». Эти книги расскажут, как научиться «притягивать деньги», «управлять сновидениями», «воздействовать на людей» и так далее до полного и бесповоротного обогащения. В общем, судя по всему, у нас по улицам уже бродят толпы «скрытых олигархов», которые чисто в целях конспирации жалуются на безденежье и всегда знают, в каком подвале продают картошку на рубль дешевле…

Кстати, по рассказам бывалых надомников, в инструкциях по заработку есть буквально все – от дельных советов по засолке и продаже грибов до заготовки (в домашних условиях!) желчных камней крупного рогатого скота для фармацевтической промышленности. А иногда вам просто советуют «развести» кого–то на деньги – так же, как это сделали с вами.

Но не все так печально. Сегодня вполне реально найти работу на дому, которая не требует спецподготовки. При этом надо все–таки быть осторожным в своих поисках, а также с заказами товаров по почте. Я определил для себя несколько основных признаков, свидетельствующих о том, что имею дело с недобросовестными партнерами: если сообщают о крупном выигрыше, но при этом настойчиво навязывают товар; если предлагаемый товар можно купить в любом магазине, причем за меньшие деньги; если в газетном объявлении вместо адреса фирмы указывается только номер почтового ящика; если часть текста письма набрана мелким шрифтом и почти сливается с цветом бумаги; если делается акцент на то, что фирма иностранная и очень известная, но лично мне ее название ни о чем не говорит.

Если объявление о работе или «письмо счастья» имеют хотя бы один из этих признаков, то место ему на помойке (пусть коты читают), чтобы не получилось, как в том анекдоте: «Надоело быть лохом? Отправь 100 рублей на номер 4242, и ты не лох».

Роман НОВИКОВ.

Георгиевск.

Роман НОВИКОВ