Феофан: Духовная жизнь должна продолжаться
– Уважаемый владыка, руководимая вами епархия огромна по территории, она включает несколько субъектов Федерации. Чем живут сейчас миллионы населяющих её верующих и служителей церкви? Будучи правящим архиереем, вы знаете это как никто.
– Мы стремимся уделять особое внимание положению живущего в республиках Северного Кавказа русского населения с православными корнями. Ни для кого не секрет, что из некоторых республик, таких, как Чечня и Ингушетия, русское население почти ушло. И поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти люди не чувствовали себя брошенными, оторванными от «большой» России, чтобы они знали, что о них помнят и заботятся. Для церкви здесь на первом месте – появление новых храмов как духовных очагов. И немало уже удалось сделать. Так, результатом настойчивых переговоров с руководством Чечни стало не просто восстановление в Грозном пострадавшего в ходе боевых действий храма Михаила Архангела, а придание ему даже более нарядного, чем ранее, облика: к Пасхе будет завершена роспись, успешно осуществленная бригадой иконописцев из Ставрополя. Это стало возможным при содействии республиканских властей, которые понимают, что не только мусульманскому, но и православному населению нужны свои храмы. На очереди – строительство там же добротного церковного дома, где прихожане смогут собраться, побеседовать, послушать священника в домашней обстановке. Это очень важно для людей, переживших непростые годы... Кроме того, после вынужденного перерыва стало постоянным служение православных священников в Наурской и Ханкале, думаем направить подготовленного человека на постоянное служение и в Шелковскую, расширить клир в Грозном.
Словом, православие укрепляет свои позиции. Простая истина: если мы строим свои храмы, значит, русский народ там будет жить! Конечно, остаются еще вопросы социальные. Но безопасность духа тоже важна, и не надо забывать, что в ее обеспечении нам помощник – Бог... Вот и в Кабардино–Балкарии появился изумительный по красоте храм, уже полным ходом идет внутренняя отделка. Кстати, его построили даже быстрее, чем Казанский собор в Ставрополе, и по размерам он больше. Планируется также строительство храма не где–нибудь, а прямо у подножия Эльбруса.
– Можно не сомневаться, туда поедут паломники со всей России…
– Конечно. Могу добавить, что православная община в КБР признана лучшей в епархии по участию в общественной и социальной жизни, работе с молодежью. Свою лепту вносят в эту работу инокини женского монастыря в Зольском районе. Это обитель с удивительной историей, она основана еще до революции дочерью выдающегося православного философа и поэта Хомякова – Екатериной, которой много помогал известный кабардинский просветитель Дмитрий (Лукман) Кодзоков, воспитывавшийся, в свою очередь, в семье Хомяковых… Примечательно, что монахини этой обители сегодня ведут разностороннюю просветительскую работу не только среди русского населения, к ним тянутся и представители коренной национальности! Всего же сегодня в епархии возрождены к реальной жизни шесть монастырей. Прекрасный новый собор построен и в Карачаево–Черкесии.
Что касается второго кафедрального города – Владикавказа, он является не только политическим, но и стратегическим духовным центром Республики Северная Осетия, где мной поставлена задача в каждом селении построить храм. И строим действительно много, в чем легко убедиться, проехав по республике. Предмет нашей особой гордости – Богоявленский монастырь с лучшим в России реабилитационным центром, который создавался, как помните, для детей Беслана. И так промыслительно Господь устроил, что теперь там отдыхают и ребята из Южной Осетии, приезжая на несколько дней группами по 30 человек. Недавно издан большим тиражом Молитвослов на осетинском языке, сейчас готовим такое издание Евангелия. Стремимся также, чтобы в приходах республики больше было духовенства из осетин.
– Впечатление такое, владыка, что Ставрополье в чем–то даже отстает от соседей.
– К сожалению, доля правды в ваших словах есть. Особенно это касается восстановления кафедрального Казанского собора. Работы, увы, приостановлены, но епархии лишь своими средствами тут не управиться, а вот помощи сегодня нам нет. Признаюсь, мне даже несколько стыдно, что мы так затянули стройку. Буду снова встречаться с губернатором края, поднимать этот вопрос. Надо в этом благом деле объединить силы всем – и жителям края, и органам власти. Кризис кризисом, но духовная жизнь должна продолжаться.
– Вы недавно сказали, что надо прежде всего убрать кризис из души человека, это очень верно. Но ведь, с другой стороны, если человек постоянно только и слышит о кризисе, ему очень непросто преодолеть негативные ощущения. Что тут может посоветовать духовный пастырь?
– Хочется прежде всего напомнить наши добрые старые традиции. Как бывало на Руси во время беды? Кто побогаче, делится с бедными. А у нас много богатых людей. Они владеют предприятиями, фирмами... И нужно работодателям задуматься о том, что под предлогом кризиса выкидывая людей на улицу, они тем самым копают яму под фундаментом собственного благополучия. Потому что критическая масса недовольства может обернуться именно против них. Что такое вообще кризис? Опасность. Отечество в опасности. Вспомним пример Минина и Пожарского, других истинных патриотов. Вот так же сегодня всем, от кого зависят судьбы людей, следует хорошенько подумать, прежде чем урезать зарплату или вообще увольнять: а чем это отзовётся? Хочется также обратиться и к людям, облеченным властью. Правильно говорит наш президент: надо поумерить аппетиты! Если мы говорим о трудностях кризиса и в это же время тратим огромные средства на содержание аппарата и иные не всегда обязательные нужды…
– Причем умеренность аппетитов не грозит состоятельным лицам, извините, голодом. Просто иметь на одну яхту или на один самолет меньше…
– К тому же речь не идет о национализации. Но! Коли вы за счет страны, народа стали очень богатыми, так будьте теперь добры, когда страна нуждается, сделать что–то и для страны. По сути, Россия запросто могла бы перешагнуть этот кризис, если бы все наши так называемые олигархи взяли и «сбросились» на насущные нужды. Конечно, под четким контролем ответственного общественного совета…
Это была бы серьезная поддержка государству и народу. И кризис нам был бы нипочём!
– Не хватает пока еще многим соотечественникам государственного мышления...
– Добавлю – и нравственного мышления! Еще раз повторю: речи нет о национализации, опять «грабь награбленное» – это опять гражданская война… Но вот разумно, по–хозяйски поделиться – это народ поймёт и оценит. И поубавится презрительное, завистливое, я бы сказал, опасное отношение к богатым, нередко бытующее сегодня. Вот что нам нужно. А не просто разговоры о кризисе и о путях выхода из него…
– Мне кажется, церковь в этом плане показывает добрый пример, поддерживая человека не только умной проповедью с амвона, но и солидным социальным служением.
– И мы постоянно расширяем эту работу. Простой пример: в епархии сегодня довольно много сотрудников, помогающих священникам в налаживании церковной жизни. Всех бесплатно кормим в нашей столовой. Согласитесь, сегодня это не столь мало… Вот бы так на каждом производстве делали! И как это объединяло бы каждый коллектив... К нам почти как в социальную службу постоянно идут люди с разными житейскими просьбами, стараемся всем хоть немного помочь. Немалых расходов требует епархиальный Духовный реабилитационный центр для наркозависимых: уже более ста человек содержим, их же надо обстирать, накормить. В Кисловодске действует бесплатная православная лечебница, где и штат надо содержать, и оборудование, и медикаменты. Там же в нашей гимназии детишек кормим бесплатно. Вообще во многих церковных приходах организуем помощь старикам, сиротам. Например, в Китаевке приход содержит восемь одиноких лежачих старушек. Мы, правда, нигде не «трубим» об этом, просто делаем.
– А может быть, в нынешней ситуации скромничать не надо, на–оборот, показывать шире хорошие примеры. Далеко не все еще понимают ценность такого отношения к нуждающимся. Нередко говорят: чего это мы будем помогать, пусть богатеи раскошеливаются…
– Вот этот подход – настоящая беда современного общества! Не укладывающаяся в наши добрые вековые традиции. Могу напомнить еще примеры из истории: в дни блокады Ленинграда люди делились последним куском… Вот как надо. Бывает, у вас рядом сосед остался без работы. Ну помоги ему по–соседски, поделись. А то еще в мусор выкидывают продукты: значит, у кого–то они лишние? Оглянись вокруг себя и увидишь, как на одной лестничной площадке бедствует старенькая бабушка. Ей много–то и не надо, стакан свежего молока разве... Только делать это не как подачку, а по–человечески.
– Ваше высокопреосвященство, сегодня православная церковь руководима новым патриархом. А ведь церковь – это живые люди, это сложнейший организм, со своим укладом, правилами и проблемами. Поменялось ли что–то в его деятельности?
– Прошло еще не очень много времени со дня восшествия на Патриаршее место его Святейшества, и пока нельзя говорить о кардинальных переменах. Но без таковых не обойдется. Главное – церковной жизни придана иная динамика. Патриарх Кирилл – человек с большим административным, духовным опытом, с большим запасом чисто физических сил. И многое будет меняться в сторону более активной социальной, образовательной, миссионерской деятельности. Святейший показывает это на своем примере неустанных трудов. Посмотрите, будучи загружен многими заботами, он все–таки продолжает традиционные пастырские беседы на телевидении и уже поездил по стране. Думаю, он будет более требователен и к епископату, и в целом к духовенству, побуждая к активному служению.
– Сейчас широко обсуждается вопрос о передаче церкви имущества, земель, зданий, когда–то ей принадлежавших. Но ведь там находятся действующие учреждения – музеи, вузовские аудитории, больницы, там живые люди, куда их деть?
– Давайте однако не забывать, что церковь всё это веками создавала, а потом была обескровлена. Посмотрите на Иоанно–Мариинский монастырь в Ставрополе, на территории коего продолжает действовать психбольница. Мало того, что до сих пор в храме в алтаре находится женская палата, так и сами условия содержания больных каковы: всё течет, рушится, это и недопустимо, и безнравственно. А ведь монастыри на Руси были всегда островками высокой нравственности. И если бы в полную силу заработала обитель, уверяю: и в городе в целом стала бы чище нравственная экология!
– За примером далеко ходить не надо: когда на этой территории обустроили Серафимовский источник, поставили часовню, народная тропа туда протоптана прочно…
– А пока обитель находится в весьма стесненных условиях. При этом инокини бесплатно обучают детей английскому языку, разве это плохо? Надо решать, наконец, этот вопрос и не ждать, когда кризис пройдет. Кризис – не мандат на безделье! Кризис – это более напряженная работа, возможность проявить себя и гражданином, и управленцем, и бизнесменом, и просто человеком.
– Над чем сейчас вы работаете в Общественной палате?
– Готовится большое заседание по борьбе с экстремизмом. Известно, что в периоды трудностей опасность обострений социального характера возрастает. И очень важно не допустить, чтобы экономическая проблематика стала проводником к расшатыванию обстановки в обществе. Что может сделать палата? Прежде всего аккумулировать идеи, способные объединять общество. Как бы кто ни заявлял, что дискуссии ничего не дают, мы по мере сил работаем на формирование общественного сознания. А слово произнесенное, тем более написанное, многое способно сделать. В том числе стать предостережением от дурного.
– В связи с задачей формирования сознания вспоминается недавнее заявление лидера одной из республик о необходимости возрождения якобы традиционного для ислама многоженства. Мне кажется, это таким средневековьем отдает – при всех ссылках на «обычаи предков».
– Наши язычники тоже хотели бы потащить нас к таким «обычаям». Не надо ничего выдумывать, а надо просто жить по законам нашего государства и по законам нравственности. О каком бы субъекте Российской Федерации ни шла речь, главенство закона остается свято для всех. А потому проблемы экономического, социального, нравственного характера надо решать цивилизованно: сохраняя лучшие духовные традиции и чтя достижения современного демократического общества.
18 апреля 2009 года