Горное море в Железноводске: перспективы и проблемы проекта
Особый резидент особой зоны
Изначально в рамках особой экономической зоны туристско–рекреационного типа в Железноводске планировали построить то мини–Лас–Вегас, то аквапарк. Но даже эти мелкие проекты в условиях экономического кризиса так и остались на бумаге. А тут на тебе: грандиозное «Горное море»! Одна инфрастуктура, которую по закону об ОЭЗ должно создать государство, может потянуть на девять миллиардов рублей! К сожалению, при нынешнем кризисе нет ни единого шанса получить такие деньги через Минэкономразвития России.
Но, оказалось, что предполагаемый резидент ОЭЗ у горы Развалка – крупная строительная фирма из Санкт–Петербурга ЗАО «М–Индустрия» и ее дочерняя компания ООО «Петербургкурортстрой» – изначально рассчитывали только на собственные силы и средства партнеров из Объединенных Арабских Эмиратов. И готовы взять на себя не только строительство отелей, бунгало, аттракционов, но и создание всей инфраструктуры, прокладку внешних и внутренних сетей.
На совещании в администрации КМВ генеральный директор ООО «Петербургкурортстрой» Андрей Лемешко еще раз подтвердил: фирма согласна на такое обременение. Однако у руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Ставропольскому краю Андрея Бурзака возникли опасения. На территории предполагаемой ОЭЗ находится старая свалка Железноводска. Первоначально при регистрации ОЭЗ документ подписывают муниципальные власти, правительство края и правительство России в лице Федерального агентства. Следовательно, обязательство по рекультивации свалки придется взять на себя краевому бюджету. И только через несколько месяцев – после регистрации резидента – эти обязательства перейдут к нему. А вдруг у инвестора к тому времени изменятся планы? Где краевой бюджет изыщет сейчас полторы–две сотни миллионов рублей на рекультивацию свалки? Однако руководитель администрации КМВ Виктор Вышинский жестко подвел черту:
– Когда мы говорили об инфраструктуре, мы имели в виду весь комплекс подготовки к застройке. Свалка – одна из его частей. Следовательно, рекультивация свалки – вопрос резидента. И только его.
Андрей Лемешко не возражал. Более того, он пообещал заняться ликвидацией свалки сразу, как только фирма получит право работать на этой территории.
Во главе угла – земля
По мнению Андрея Бурзака, нет смысла строить какие–либо планы, пока не решен вопрос с землей.
Первоначально железноводская инвестплощадка ОЭЗ планировалась площадью 134 гектара. Ее соответствующим образом оформили, получили кадастровый план. Однако появившийся мощный инвестор ЗАО «М–Индустрия» поставил условие: прирезать к будущему туристско–рекреационному комплексу еще две сотни гектаров под благоустройство и терренкуры. Участок определили, но его еще надо соответствующим образом оформить.
– Мы здесь очень сильно отстали по времени, – считает Андрей Бурзак. – Еще в августе прошлого года собирались по этому вопросу, устанавливали срок до первого октября. А получилось, что только в этом месяце приступаем к межеванию.
Но лучше поздно, чем никогда. Глава города Железноводска Виктор Лозовой доложил: муниципалитет провел тендер, определил организацию, которая будет выполнять межевание 214 гектаров у горы Развалка, и изыскал в местном бюджете 500 тысяч рублей на оплату этих работ. Основная сложность в том, что необходимо учесть границы первой охранной зоны и зон историко–культурного наследия. Но если, как и договаривались с инвестором, эти 214 гектаров пойдут только под благоустройство и размещение объектов парковой инфраструктуры – проблем не должно возникнуть.
При этом мэр намекнул, что ничего не мешает инвестору начать работать на уже оформленной площадке в 134 гектара. Однако и Виктор Вышинский, и Андрей Бурзак возразили: в последующем переоформлять документы ОЭЗ на большую площадь – лишняя морока. Поэтому или инвестор прямо сейчас берет маленькую площадку, или пусть ждет, когда в установленном порядке будут оформлены все 348 гектаров. Андрея Лемешко устроил второй вариант.
По требованию Виктора Вышинского, установили сроки: до 30 апреля получить все материалы по межеванию с тем, чтобы к первому июня участок в 214 гектаров был поставлен на кадастровый учет. К этому же времени должен быть готов весь пакет документов, чтобы сразу отправить его в Федеральное агентство по управлению ОЭЗ.
Если не море, то хотя бы озера
Участвовавший в совещании министр природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Анатолий Батурин не скрывал скептического отношения к задумке инвесторов создать у Развалки рукотворное «Горное море».
– Наличие такой большой водной глади над месторождениями минеральных вод у меня вызывает сомнения, – сказал министр. – Тем более что вокруг горы сеть трещин. Необходимо точно определить, возможны ли перетоки подземных вод, поскольку ущерб от потери месторождения будет гораздо больше, чем выгода от этого озера.
Виктор Вышинский тоже заявил: для нас минеральная вода – безусловный приоритет. Если будут хоть малейшие сомнения относительно безопасности источников – рисковать никто не станет. Эту позицию властей Ставрополья глава администрации КМВ донес до президента ЗАО «М–Индустрия» и встретил понимание. Инвесторы готовы проявить гибкость. Если «Горное море» окажется не приемлемо, то можно построить каскад небольших озер.
– Совсем без воды нельзя, – считает Виктор Вышинский. – Люди едут от нас на море только для того, чтобы покупаться, позагорать.
На десятилетие вперед
Напряженная дискуссия возникла по поводу бизнес–плана, который должен подготовить будущий резидент. Андрей Бурзак настаивал: он должен быть максимально реальным, особенно в той части, которая касается подвода внешних сетей. Представитель «М–Индустрии» Андрей Лемешко считает, что любой бизнес–план имеет свои погрешности, которые уточняются в процессе работы.
Арбитром вновь выступил руководитель администрации КМВ, заслуженный строитель России Виктор Вышинский. Его вердикт: безусловно, бизнес–план будет меняться. И неоднократно.
– Это не две–три пятиэтажки построить. Я вижу реализацию проекта в течение где–то десяти лет. Все эти годы будет развиваться и инфраструктура Кавминвод. Снимем ограничения по водоснабжению – начнем решать вопросы водоотведения, реконструкции очистных сооружений. Соответственно придется переделывать и бизнес–план. Поэтому на встрече с руководителями компании в Санкт–Петербурге я сразу сказал: разбивайте ваш бизнес–план по этапам. Иначе ничего не получится.
* * *
По окончании совещания журналисты поинтересовались: насколько реальны эти планы? Виктор Вышинский высказал сдержанный оптимизм. Во–первых, другой грандиозный проект «М–Индустрии» и ее арабских партнеров – остров «Федерация» в районе Сочи – реализуется вполне успешно. То есть у инвестора есть средства и возможности построить туристско–рекреационный комплекс в Железноводске. А во–вторых… Если даже что–то сорвется, найти инвесторов на сформированный участок земли будет гораздо проще.
– В любом случае мы сделаем большой шаг вперед, – считает руководитель курортного региона.
17 апреля 2009 года