«Два ангела, четыре человека» Шендеровича в Ставропольском драмтеатре
Думаю, многих театралов как раз этим и привлекает имя Виктора Шендеровича, появившееся на афишах Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова.
Узнать его в качестве театрального драматурга, согласитесь, интересно. Тем более что и сегодня, когда телеканал с зеленым шариком на эмблеме уже перестал быть молодым и дерзким, влившись в семью солидных и респектабельных, Шендерович вовсе не утратил боевитости. Не так давно, к примеру, напомнил о себе широкой продвинутой общественности электронным посланием не кому–нибудь, а лично президенту страны. Зацепила, видите ли, его данная президентом в интервью испанским журналистам характеристика радикальной оппозиции как «небольшой группы маргинальных политиков, которая присутствует в любой стране всегда и которая заинтересована в том, чтобы надувать интерес к себе». Шендерович с присущим ему напором полемизирует с главой государства в вопросе о том, как и кем определяется степень маргинальности политиков: «В демократических странах этот способ называется: честные выборы...». Ну и так далее. Кому хочется подробностей – его величество Интернет познакомит. Я же привожу сей факт лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть: Шендерович – это вам не Шекспир и не Гоголь, он еще и человек с убеждениями. Не знаю, ощутил ли его язвительный полемический укус президент, зато каков смельчак, замахнувшийся во–он куда! Не хочешь, а вспомнишь про знаменитую Моську, взлаявшую на Слона...
То, что Шендерович не Шекспир и не Гоголь, становится ясно к исходу первого же действия спектакля «Два ангела, четыре человека». И отнюдь не только потому, что далеко ему до высоких шекспировских и сатирических гоголевских страстей. Если совсем коротко, впечатление от спектакля таково: средненькая пьеса «из современной жизни», высокопрофессионально приподнятая режиссером и актерами до вполне приличного сценического уровня. Не знаю, как уж трактуется она в столичной «Табакерке», где впервые вышла на подмостки, но однако же там спектакль идет уже седьмой сезон и, говорят, с успехом. А недавно Шендерович вышел и на заграничный уровень: его пьесу приняли к постановке польские режиссеры. Как сложится судьба «Двух ангелов...» в Ставрополе, покажет время. Пока что публика смотрит с большим интересом, все–таки премьера, новинка в репертуаре, и театральный завсегдатай откликается. Действует и упомянутая выше «наживка» для зрителя – загадочно–провокационное название. Довелось уже услышать, например, что наиболее доверчивые, воспринимающие всё буквально театралы приходят на спектакль с ожиданием увидеть нечто едва ли не библейское. А тут – ничего подобного...
Более того, приглашенный московский постановщик заслуженный деятель искусств РФ Юрий Ильин (он же и предложил нашему театру эту пьесу) даже внешним оформлением спектакля подчеркивает прямо–таки бытовую реальность происходящего. Герои живут на сцене в типичной домашней обстановке, с типовой мебелью, типовой кухонной утварью, с множеством узнаваемых житейских подробностей, окружающих каждого из нас ежедневно. И лишь на заднем плане дважды замаячат забавные кукольные ангелочки, напоминая о «несмываемом» телевизионном пятне на творческой биографии драматурга. Одновременно подчеркивая, однако, принципиальную удаленность сюжета театрального от библейского. Хотя формальная канва последнего используется автором на всю катушку, ибо отталкивается он именно от библейского «схождения ангела за душой человеческой». Перед нами разворачивается этакая современная интерпретация «божественной комедии» при полном фактическом отсутствии в ней чего бы то ни было божественного.
Чем сложнее, думается, задача занятых в спектакле исполнителей: не увлечься чересчур «бытовухой», не поддаться искушению вот этой её внешней типичности. Здесь таится опасность представить героев маловыразительными, слишком похожими на всех. Актерам приходится балансировать на грани между внешним реализмом событий и их внутренним, подразумеваемым автором все–таки по–своему, духовным смыслом. Надо отдать им должное: справились замечательно, не сфальшивив ни в чем. Скорее, наоборот, четкость прорисовки, предельная очеловеченность персонажей, я бы сказала – осязаемость испытываемых ими переживаниий открывают зрителю и заложенный философский подтекст. Правда, не бог весть какой сложный: всего–то – пробудить доброе, человеческое в оскудевшей на высокие эмоции личности главного героя. Чтобы вспомнил сам про себя: да ведь я – человек, а не машина для добывания пресловутых житейских благ. Не случайно же кем–то послан явившийся по его грешную душу этот странный вестник?
Спектакль везет на себе прежде всего основной актерский дуэт – артист Владимир Зоря и заслуженный артист России Александр Ростов. Собственно, почти все два часа мы пребываем свидетелями их диалога. Периодически утомляющего потоком слов – очень много текста! – порой вызывающего–таки смех в зале. Причем, что особенно приятно: здесь нет эдакого нарочитого комикования, которым грешат иные «современные комедии», стремясь во что бы то ни стало развеселить публику. Здесь, выдав зрителю порцию юмора (на вкус и цвет товарищей нет!), герои пытаются решить продиктованные ситуацией проблемы. И в этом решении оба актера предстают по–настоящему драматично, выразительно, интересно. От эпизода к эпизоду Владимир Зоря словно сдирает со своего персонажа накопленные им за годы «шкурные» наслоения, из–под которых постепенно проступают вдруг черты нормального человека. Нет, о пробудившейся совести, взывающей к справедливому «распределению ценностей», речи пока не идет. Но даже воспоминание о Совести уже привносит в жизнь героя, по сути, целительный эмоциональный «сбой в программе». Эта самая программа видится уже не торной дорогой к благополучию, а причудливо–порочной игрой невидимого, но зловещего хакера... И пускай герой к финалу вовсе не превратится в ангела, но эти два часа, проведенные нами вместе с ним, не пропали даром ни для нас, ни для него. Спасибо артисту! Он работает до изнеможения, до седьмого пота, высекая искры нашей зрительской веры.
Ангелом называет себя персонаж Александра Ростова. Кстати, в программке у него имеется фамилия, непременный атрибут конкретного «физического лица». И герой – существо вполне осязаемое, даже употребляющее по ходу дела коньячок и яичницу... А уж цель у него и вовсе куда как приземленная. В прямом смысле слова. Ибо очень хочется ему у нас на земле пожить, по–человечески! Его «идейное» кредо будет высказано товарищу по диалогу со всей ангельски незамутненной прямотой: живи, пока дают... Это ведь и к нам, дорогие сограждане. Живи, пока дают, шибко не раздумывай, не церемонься с ближним, если выпадает случай – хватай и пользуйся. Незамысловато, не вчера придумано и даже не г–ном Шендеровичем. С виду рубаха–парень и весь из себя добряк, циничный ангел Александра Ростова навевает не самые веселые мысли о бренной нашей жизни. Смеешься очередной шутке, а на задворках сознания мрачно и неуютно от понимания человеческой гнусности. Перевернутая суть самого слова «ангел» оборачивается полной противоположностью. Чем–то очень не угодило христианство автору, если уж обозвал ангелом этого залетного проходимца. И залетел он явно не с небес... Все эти нюансы характера артист преподносит с присущей его таланту виртуозностью, наделяя персонаж собственным обаянием и тем еще более усиливая эффект. Симпатичные негодяи – воистину герои на все времена!
Еще всего четыре действующих в спектакле лица мало что добавляют к главной линии «ангел – человек». Здесь почти нечего играть исполнителям этих – эпизодических – ролей. Однако следует отдать должное артистам Виктору Поморцеву, Владимиру Петренко, Юрию Иванкину и Игорю Барташу: они работают на высоком уровне, заданном основным дуэтом, работают без скидок на малые роли. И каждый «незначительный» герой благодаря актерам становится маленьким, но событием! Каждый достойно ведет свою негромкую партию в слаженном хоре этого чисто мужского по составу спектакля.
При всем сказанном не берусь угадывать продолжительность жизни постановки. Думаю, это решит сам зритель. Пока что ему хочется лично удостовериться: каков драматург из Шендеровича. Нет, явно не Шекспир и не Гоголь...
17 апреля 2009 года