
Среди больших русских писателей, чьи книги возвращаются к нам из небытия архивов и спецхранов, имя Михаила Осоргина – одно из самых громких. Изгнанный в 1922 году из России вместе с группой видных представителей интеллигенции, Осоргин жил и умер за рубежом, вплоть до конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века оставаясь неизвестным широкому кругу российских читателей. А ведь его творчество по праву стоит рядом с такими известными именами, возвращенными в последние десятилетия русской культуре из «литературной эмиграции», как Бунин, Мережковский, Набоков, Алданов, Шмелев, Ходасевич, Леонид Андреев... Книги Осоргина, по оценкам современников, даже имели больший успех в ряде стран, чем творения вышеупомянутых корифеев русской литературы.
Так кто такой Михаил Осоргин? Он (фамилия Ильин – по отцу) родился в 1878 году на Урале в Перми. По отцовской линии был в дальнем родстве с семейством известных русских писателей Аксаковыми. Фамилия бабушки со стороны отца – урожденная Осоргина – стала с 1907 года псевдонимом писателя. Василий Ключевской упоминал об еще одной бабушке – Ульяне Устиновне Осоргиной (умерла в 1604 году) в книге «Добрые люди Древней Руси» как о святой Юлиании Лазаревской, богатой муромской помещице, которая еще при жизни все свое имущество раздала бедным. Чем не пример для современных российских олигархов хотя бы для частичного подражания?!
В 1902 году Осоргин закончил юридический факультет Московского университета. Еще студентом он примкнул к революционному движению, за что в 1905 году полгода отсидел в одиночной камере Таганской тюрьмы. После освобождения Осоргин покидает Россию и уезжает в Италию, где прожил десять лет, до 1916 года. Кстати, перу Осоргина принадлежит перевод с итальянского пьесы Карла Гоцци «Принцесса Турандот», которая с начала 20-х годов в постановке Евгения Вахтангова до наших дней с большим успехом идет на сцене театра им. Вахтангова в Москве без какой-либо корректировки перевода.
Осоргин принимает активное участие в общественной жизни молодой советской России. На организационном съезде 13 ноября 1918 года он был избран первым председателем Всероссийского союза журналистов. До этого Осоргин был председателем одноименного Союза, который существовал до Октябрьской революции. Одновременно, вместе с философом Николаем Бердяевым, он является вице-председателем Всероссийского союза писателей.
В связи со страшным голодом, постигшим Россию, особенно жителей Поволжья, в 1921 году был создан Общероссийский комитет помощи голодающим, в который вошли, кроме Осоргина, Горький, Станиславский, академики Карпинский (президент Академии наук), Ферсман, известные аграрники Чаянов, Кондратьев, революционерка Вера Фигнер и другие. Работа комитета оказалась более эффективной, чем государственных органов власти, за что его члены и были наказаны. Деятельность комитета была расценена руководством страны как антигосударственная, контрреволюционная, и через полгода он был запрещен. Шесть человек были приговорены к «высшей мере». Осоргин оказался в тюрьме, и от расстрела его спасло вмешательство известного норвежского полярного исследователя Ф. Нансена. Смертная казнь была заменена высылкой из страны. В августе 1922 года решением XII партконференции был выслан из страны за инакомыслие 161 человек из числа петроградской, московской и киевской профессуры, писателей и журналистов. В этой группе был и Осоргин. Пароходом они были отправлены в Германию. Официально на три года, но с устным разъяснением: «то есть навсегда».
Из Германии Осоргин перебирается во Францию, где развернулась его основная литературная деятельность. Он жил обособленно, не примыкая к русской белой эмиграции, различным ее течениям. После начала Второй мировой войны Осоргин перебирается в местечко Шабри, где в 1942 году умирает. На могильном камне значится двойная фамилия: М. А. Ильин – Осоргин.
Современники характеризовали Осоргина как человека умного, образованного, порядочного и независимого в своих суждениях и оценках, за что он неоднократно и подвергался преследованиям. Что касается профессиональных качеств, Осоргин был большим мастером слова, певцом русской души и природы, человеком огромной работоспособности. В творчестве Осоргина основное место занимает журналистская, публицистическая деятельность. Им опубликованы тысячи статей, рассказов, фельетонов в газетах и журналах Парижа, Берлина, Праги, Варшавы, Нью-Йорка, Шанхая, Риги, Стокгольма. Подписывался он почти десятком псевдонимов: Робкий человек, Обитатель, Провинциал, Оптимист, Обозреватель, Книжник, Пермяк. Крупных произведений не так уж много, если сравнивать с другими маститыми писателями: три романа, несколько повестей, в том числе наиболее известные «Повесть о сестре» и «Вольный каменщик», автобиографическое повествование «Времена», несколько публицистических сборников.
Наиболее значительным его произведением стал роман «Сивцев Вражек» (название московской улицы), написанный в 1928 году, когда Осоргину исполнилось уже 50 лет. Роман показывает жизнь русской интеллигенции на примере семьи известного ученого профессора-орнитолога Ивана Александровича в период Первой мировой войны и первых лет советской власти. От романа, созданного прекрасным мастером слова, невозможно оторваться. Это сага о выживании русской интеллигенции в 1918-1920 годах. О том, как научная и преподавательская интеллигенция меняла работу в университете на работу дворников и истопников, чтобы где-то получать зарплату; о том, как ездили по окрестным деревням для обмена личной одежды и фамильных драгоценностей на хлеб, муку, крупы, соль и другие продукты питания, о массовых расстрелах в подвалах Лубянки. Если исключить подвалы Лубянки, все остальное очень напоминает уже наше время, начало 90-х годов прошлого века. История идет по спирали! А может, по кругу?
Роман-дилогия «Свидетель истории» и «Книга о концах» повествует о действиях в период 1906-1910 годов максималистов – боевой организации в рядах партии эсеров, которые основным методом борьбы с капитализмом признавали только индивидуальный террор. Подробно описаны попытки покушения на Столыпина, во время одной из которых от взрыва бомбы были искалечены его дети. Столыпин лучше всех знал, что его охрана бессильна и не нужна, если нет хороших осведомителей в среде террористов. Впрочем, это обстоятельство особенно актуально и в наши дни для эффективной борьбы с терроризмом.
Большой интерес представляет автобиографическое повествование «Времена», в котором Осоргин дает свое жизнеописание, начиная с детских лет, с родной Перми, любимой Камы, красоты окружающей природы. И в этом, и во всех других своих произведениях Осоргин – певец красоты русской природы. Хорошо зная заграницу, он по праву заявляет, что красивее русской природы не найти нигде в Европе. «Я радуюсь и горжусь, что родился в глубокой провинции, в деревянном домике», – писал Осоргин. Именно красота пермского сурового северного края подарила русской литературе высоконравственного, талантливого, самобытного писателя Осоргина, творчество которого многие годы будет радовать российского читателя.
Творчество и имя первого председателя Союза журналистов России Михаила Андреевича Осоргина возвращается из забвения.
Георгий МАХЛИНОВСКИЙ
Первый председатель / Газета «Ставропольская правда» / 11 апреля 2009 г.