Меры социальной поддержки бывших военнослужащих недостаточны
Итак, сегодня в крае насчитывается около 20 тысяч бывших офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат–контрактников. Главная для них проблема – жилищная.
Увы, количество денег, направляемых государством на жилищные сертификаты, неуклонно уменьшается. К примеру, если в 2007 году на эти цели краю был выделен 191 миллион рублей, выдано 174 сертификата и куплено 150 квартир, то уже в 2008–м пришлось ограничиться 47,8 миллиона, 35 сертификатами и 32 квартирами. А в очереди на приобретение жилья сейчас стоят 170 человек.
– Все дело в том, что субвенции, предусмотренные инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, не могут удовлетворить потребностей получателей из–за низкого размера, стоимость жилья на современном рынке высока, – сказал в своем докладе заместитель министра труда и социальной защиты населения СК Николай Кобыляцкий. – Поэтому граждане, имеющие право на получение субвенций, часто отказываются от положенных выплат. Понятно, что напряженность в этом вопросе только нарастает.
В особой социальной защите нуждаются члены семей военнослужащих, потерявшие кормильцев. Таких на Ставрополье свыше двух тысяч человек. В прошлом году Федеральное медико–биологическое агентство направило 12 реестров для выплаты компенсаций 544 членам таких семей на общую сумму 7,2 миллиона рублей. Кроме того, сформирован и направлен еще один реестр для перечисления соответствующих выплат на 3,2 миллиона.
Далеко не все бывшие военные обеспечены работой. Для решения проблемы на рассмотрение краевого правительства предложена специальная программа содействия занятости этой категории населения на 2009–2010 годы. Среди некоторых мер предусматривались ежегодная переподготовка и обучение 150 человек. Но программа попала в число секвестрируемых и не была принята. На сегодняшний день известно, что 55 офицеров и прапорщиков, ставших на воинский учет, обратились в службы занятости. Однако из–за нехватки необходимых «гражданских» знаний, квалификации и опыта многие сталкиваются с серьезными трудностями в поисках работы, и это вызывает у них материальный и психологический дискомфорт. У бывших военно–служащих есть желание пройти переподготовку по гражданским специальностям, гарантирующим трудоустройство. Тем не менее обращаются в службы занятости единицы, потому как остальные не видят перспективы найти хорошо оплачиваемую работу.
В рамках социологических замеров установлено, что их основным доходом являются пенсии по инвалидности или за выслугу лет по линии силовых ведомств, размер которых оставляет желать лучшего. Уровень своего благосостояния опрошенные охарактеризовали как «ниже среднего». Изменить ситуацию, по их мнению, можно за счет увеличения пенсий либо создав условия для трудоустройства.
Кроме мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством, в крае принимаются дополнительные меры по социальной поддержке бывших военнослужащих. По линии соцзащиты населения в стационарных учреждениях обслуживаются 22 человека, а 337 – в нестационарных. С 2005 года в Пятигорске действует реабилитационное отделение для участников боевых действий, уволенных в запас, и членов их семей. Такая же работа проводится в Михайловске, Железноводске, Ипатово. В краевом госпитале для инвалидов войны в 2008 году проходили лечение 462 пациента.
– В последние годы остро встает вопрос социально–психологической адаптации молодых людей, участвовавших в вооруженных действиях в Чечне и других горячих точках, – отметил Н. Кобыляцкий. – Для их поддержки надо создать в ЮФО центр реабилитации и социальной помощи инвалидам военной травмы. Мы выходили с этой инициативой на федеральный уровень, но пока, к сожалению, из–за финансовых и других сложностей такое учреждение не появилось. Правда, частично проблему решает целевая программа реабилитации инвалидов в Ставропольском крае.
Говоря о результатах мониторинга за 2008 год, можно сделать вывод, что существующие меры социальной поддержки бывших военнослужащих и членов их семей явно недостаточны. Нужно скорее снимать жилищные проблемы, повышать пенсии, улучшать медицинское обслуживание и обеспечивать хорошо оплачиваемой работой. Это тем более важно именно сейчас, в период реорганизации Вооруженных сил РФ и значительного сокращения числа офицеров и прапорщиков.
При обсуждении второго вопроса основное внимание было уделено анализу, оценке и прогнозированию объемов финансовых средств, необходимых для ремонта, реставрации и восстановления военно–мемориальных объектов. На территории края сегодня 593 памятника защитникам Отечества охраняются государством. Два из них — могила И. Р. Апанасенко на Крепостной горе в Ставрополе и братская могила в хуторе Дыдымкин Курского района – имеют федеральное значение, остальные – региональные. Однако на самом деле объектов, увековечивающих память погибших, гораздо больше – 1270. То есть 677 не состоят на государственной охране, за их порчу или разрушение не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность.
– Поэтому наша первоочередная задача – поставить эти памятники на государственную охрану, – подчеркнула начальник отдела по сохранению культурного наследия министерства культуры СК Алла Богданова. – Мы нашли приемлемый правовой путь и сейчас уже готовимся к реализации этого проекта.
Вечная проблема – недостаточное финансирование содержания памятников. Все упомянутые объекты находятся в муниципальной собственности, вне зависимости от того, какого они значения – федерального или регионального. На собственнике же, по закону, лежит забота по их сохранению. Но средств у муниципалитетов хватает лишь на косметический ремонт, что не решает вопрос в целом. Вот, например, такой разброс цифр – всего на ремонтные работы нужно 113 миллионов рублей, а в муниципальных бюджетах в прошлом году было запланировано 1,7 миллиона. Сегодня ситуация критическая, ведь в серьезной реконструкции нуждаются около 40 процентов памятников.
11 апреля 2009 года