Уважаемые жители Ставропольского края! Уважаемые коллеги, учащиеся, студенты, родители! Министерство образования Ставропольского края представляет на ваше обсуждение краткий вариант проекта стратегии развития системы образования Ставропольского края до 2020 года, реализация которой позволит вывести отрасль «образование» края на качественно новый уровень, сформировать образованное, творческое, социально зрелое, физически здоровое поколение молодых граждан России.
Школа

Школа

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Стратегия развития отрасли направлена на реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края и находится в неразрывном единстве с общенациональными стратегическими приоритетами. Она определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии Ставропольского края. В ней дан анализ состояния системы образования, просчитаны сильные и слабые стороны, возможности и риски по уровням образования, предложены варианты стратегического развития системы образования, а также намечены механизмы их реализации.

Дорогие друзья! С полным вариантом стратегии развития системы образования Ставропольского края до 2020 года вы сможете ознакомиться на сайте министерства образования Ставропольского края www.stavminobr.ru. Ваши отзывы и предложения мы ждем по e-mai: info@stavminobr.ru.

Министр образования Ставропольского края А. Золотухина.

* * *

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.

2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА

Повышение доступности качественного образования:

– обеспечение доступности дошкольного образования;

– внедрение новых образовательных стандартов общего и профессионального образования;

– внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционной формы обучения;

– внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс;

– создание региональной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различных профессий, специальностей и квалификаций;

– развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, проведение педагогического аудита;

– создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, введение в действие механизма единых государственных экзаменов, обеспечивающих прохождение итоговой аттестации выпускниками на всех уровнях образования во внешних независимых аттестационных центрах.

Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Наша новая школа»:

– развитие материально-технической, лабораторной базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий;

– ликвидация ветхих и аварийных объектов образования.

Подготовка нового поколения педагогических кадров:

– организация деятельности единого педагогического комплекса-кластера, объединяющего СГУ, СГПИ и педколледжи, Пятигорский государственный лингвистический университет, СКИПРО, что позволит готовить педагогов необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг;

– укрепление кадрового потенциала отрасли «образование» мерами социальной поддержки и введение новой системы оплаты труда работников сферы образования;

– совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки в крае.

Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения:

– внедрение опыта здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс учреждений края;

– совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

– развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

– развитие сети оздоровительных учреждений (летних лагерей, центров здоровья и др.).

Повышение эффективности управления в системе образования:

– подготовка управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям;

– внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

– совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого регионального образовательного пространства;

– внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

– организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

Развитие современной системы непрерывного образования:

– завершение реструктуризации и оптимизации сети учреждений системы НПО-СПО, создание 10 профильных ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов;

– внедрение системы общественно-профессиональной аккредитации программ непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда;

– внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

– создание системы региональных и отраслевых центров сертификации профессиональных квалификаций;

– повышение конкурентоспособности профессионального образования края на международном рынке образовательных услуг, расширение возможности участия студентов и выпускников образовательных учреждений края в системе международного непрерывного образования.

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования:

– внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования (перевод на нормативно-подушевое финансирование всех типов и видов учреждений, переход на новую систему оплаты труда работников системы образования);

– внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций;

– реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования;

– внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью.

Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения:

– завершение основных мероприятий по деинституализации образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– расширение сети опекунских, приемных и патронатных семей.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в общество:

– создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

– создание необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных учреждениях профессионального образования;

– расширение сети учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (на ранней стадии развития ребенка).

Поддержка талантливой молодежи:

– развитие системы поиска и поддержки талантливых детей края, их сопровождение в течение всего периода становления личности;

– внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

– расширение участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах для одаренных детей и талантливой молодежи.

Стратегия развития образования Ставропольского края до 2020 года предполагает поэтапную реализацию в соответствии с принятым комплексным планом и будет дополняться и уточняться среднесрочными программами развития образования в Ставропольском крае. Основными ресурсами для реализации стратегии являются кадровый потенциал отрасли «образование» Ставропольского края, финансовые средства федерального бюджета, средства бюджета Ставропольского края, внебюджетные средства учреждений образования, привлеченные средства из бизнеса и иных источников.

(Соб. инф.).