00:00, 10 апреля 2009 года

Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года

Стратегия развития отрасли направлена на реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края и находится в неразрывном единстве с общенациональными стратегическими приоритетами. Она определяет роль системы образования в социально–экономическом развитии Ставропольского края. В ней дан анализ состояния системы образования, просчитаны сильные и слабые стороны, возможности и риски по уровням образования, предложены варианты стратегического развития системы образования, а также намечены механизмы их реализации.

Дорогие друзья! С полным вариантом стратегии развития системы образования Ставропольского края до 2020 года вы сможете ознакомиться на сайте министерства образования Ставропольского края www.stavminobr.ru. Ваши отзывы и предложения мы ждем по e–mai: info@stavminobr.ru.

Министр образования Ставропольского края А. Золотухина.

* * *

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.

2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА

Повышение доступности качественного образования:

- обеспечение доступности дошкольного образования;

- внедрение новых образовательных стандартов общего и профессионального образования;

- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционной формы обучения;

- внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс;

- создание региональной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различных профессий, специальностей и квалификаций;

- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, проведение педагогического аудита;

- создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, введение в действие механизма единых государственных экзаменов, обеспечивающих прохождение итоговой аттестации выпускниками на всех уровнях образования во внешних независимых аттестационных центрах.

Укрепление, развитие материально–технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Наша новая школа»:

- развитие материально–технической, лабораторной базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий;

- ликвидация ветхих и аварийных объектов образования.

Подготовка нового поколения педагогических кадров:

- организация деятельности единого педагогического комплекса–кластера, объединяющего СГУ, СГПИ и педколледжи, Пятигорский государственный лингвистический университет, СКИПРО, что позволит готовить педагогов необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг;

- укрепление кадрового потенциала отрасли «образование» мерами социальной поддержки и введение новой системы оплаты труда работников сферы образования;

- совершенствование государственной аттестации научных и научно–педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки в крае.

Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения:

- внедрение опыта здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс учреждений края;

- совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

- развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

- развитие сети оздоровительных учреждений (летних лагерей, центров здоровья и др.).

Повышение эффективности управления в системе образования:

- подготовка управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям;

- внедрение моделей государственно–общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно–коммуникационных технологий в рамках единого регионального образовательного пространства;

- внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

Развитие современной системы непрерывного образования:

- завершение реструктуризации и оптимизации сети учреждений системы НПО–СПО, создание 10 профильных ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов;

- внедрение системы общественно–профессиональной аккредитации программ непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда;

- внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

- создание системы региональных и отраслевых центров сертификации профессиональных квалификаций;

- повышение конкурентоспособности профессионального образования края на международном рынке образовательных услуг, расширение возможности участия студентов и выпускников образовательных учреждений края в системе международного непрерывного образования.

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования:

- внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования (перевод на нормативно–подушевое финансирование всех типов и видов учреждений, переход на новую систему оплаты труда работников системы образования);

- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций;

- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования;

- внедрение новых организационно–правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание автономии и государственно–общественного контроля за их деятельностью.

Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения:

- завершение основных мероприятий по деинституализации образовательных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- расширение сети опекунских, приемных и патронатных семей.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в общество:

- создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

- создание необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных учреждениях профессионального образования;

- расширение сети учреждений для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи (на ранней стадии развития ребенка).

Поддержка талантливой молодежи:

- развитие системы поиска и поддержки талантливых детей края, их сопровождение в течение всего периода становления личности;

- внедрение системы дистанционного, очно–заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

- расширение участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах для одаренных детей и талантливой молодежи.

Стратегия развития образования Ставропольского края до 2020 года предполагает поэтапную реализацию в соответствии с принятым комплексным планом и будет дополняться и уточняться среднесрочными программами развития образования в Ставропольском крае. Основными ресурсами для реализации стратегии являются кадровый потенциал отрасли «образование» Ставропольского края, финансовые средства федерального бюджета, средства бюджета Ставропольского края, внебюджетные средства учреждений образования, привлеченные средства из бизнеса и иных источников.

(Соб. инф.).