Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года
Стратегия развития отрасли направлена на реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края и находится в неразрывном единстве с общенациональными стратегическими приоритетами. Она определяет роль системы образования в социально–экономическом развитии Ставропольского края. В ней дан анализ состояния системы образования, просчитаны сильные и слабые стороны, возможности и риски по уровням образования, предложены варианты стратегического развития системы образования, а также намечены механизмы их реализации.
Дорогие друзья! С полным вариантом стратегии развития системы образования Ставропольского края до 2020 года вы сможете ознакомиться на сайте министерства образования Ставропольского края www.stavminobr.ru. Ваши отзывы и предложения мы ждем по e–mai: info@stavminobr.ru.
Министр образования Ставропольского края А. Золотухина.
* * *
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.
2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.
3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА
Повышение доступности качественного образования:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- внедрение новых образовательных стандартов общего и профессионального образования;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционной формы обучения;
- внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс;
- создание региональной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различных профессий, специальностей и квалификаций;
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, проведение педагогического аудита;
- создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, введение в действие механизма единых государственных экзаменов, обеспечивающих прохождение итоговой аттестации выпускниками на всех уровнях образования во внешних независимых аттестационных центрах.
Укрепление, развитие материально–технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Наша новая школа»:
- развитие материально–технической, лабораторной базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий;
- ликвидация ветхих и аварийных объектов образования.
Подготовка нового поколения педагогических кадров:
- организация деятельности единого педагогического комплекса–кластера, объединяющего СГУ, СГПИ и педколледжи, Пятигорский государственный лингвистический университет, СКИПРО, что позволит готовить педагогов необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг;
- укрепление кадрового потенциала отрасли «образование» мерами социальной поддержки и введение новой системы оплаты труда работников сферы образования;
- совершенствование государственной аттестации научных и научно–педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки в крае.
Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения:
- внедрение опыта здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс учреждений края;
- совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;
- развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
- развитие сети оздоровительных учреждений (летних лагерей, центров здоровья и др.).
Повышение эффективности управления в системе образования:
- подготовка управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям;
- внедрение моделей государственно–общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно–коммуникационных технологий в рамках единого регионального образовательного пространства;
- внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;
- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.
Развитие современной системы непрерывного образования:
- завершение реструктуризации и оптимизации сети учреждений системы НПО–СПО, создание 10 профильных ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов;
- внедрение системы общественно–профессиональной аккредитации программ непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда;
- внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
- создание системы региональных и отраслевых центров сертификации профессиональных квалификаций;
- повышение конкурентоспособности профессионального образования края на международном рынке образовательных услуг, расширение возможности участия студентов и выпускников образовательных учреждений края в системе международного непрерывного образования.
Совершенствование экономических механизмов в сфере образования:
- внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования (перевод на нормативно–подушевое финансирование всех типов и видов учреждений, переход на новую систему оплаты труда работников системы образования);
- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций;
- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования;
- внедрение новых организационно–правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание автономии и государственно–общественного контроля за их деятельностью.
Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения:
- завершение основных мероприятий по деинституализации образовательных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширение сети опекунских, приемных и патронатных семей.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в общество:
- создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
- создание необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных учреждениях профессионального образования;
- расширение сети учреждений для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи (на ранней стадии развития ребенка).
Поддержка талантливой молодежи:
- развитие системы поиска и поддержки талантливых детей края, их сопровождение в течение всего периода становления личности;
- внедрение системы дистанционного, очно–заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.
- расширение участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах для одаренных детей и талантливой молодежи.
Стратегия развития образования Ставропольского края до 2020 года предполагает поэтапную реализацию в соответствии с принятым комплексным планом и будет дополняться и уточняться среднесрочными программами развития образования в Ставропольском крае. Основными ресурсами для реализации стратегии являются кадровый потенциал отрасли «образование» Ставропольского края, финансовые средства федерального бюджета, средства бюджета Ставропольского края, внебюджетные средства учреждений образования, привлеченные средства из бизнеса и иных источников.